МИР ИСКУССТВА

 

Неаполитанская
«коммуналка»

Выставка Ильи Кабакова

Галерея "Лия Румма" полностью перекроила для маэстро свой зал. Просторное выставочное помещение перегородили фанерой и заставили разной рухлядью в точности по эскизам Кабакова, присланным из Нью-Йорка. Посетитель галереи, заходящий с бурлящей пьяццы Виттория, теперь оказывается в печальном пространстве московской "коммуналки".

Перед входом в нее программное произведение, "Квартирная война", с изображением огромной мухи и письменного диалога жильцов: "Это ваша муха? Не знаю". Далее три комнатки: подобия кухни, гостиной и спальни. Спальня разделена белой занавеской, за ней кровать. Перед кроватью кукольный театрик с вращающейся сценой. Бодрый английский голос без устали повторяет краткий текст, похожий на сказку. У кровати можно посидеть, на нее можно и забраться.

Последняя инсталляция Кабакова носит название "Больной мальчик". Мальчик, в соответствии с замыслом автора, отсутствует. Может, это сам Илюша, подхвативший скарлатину, может, какой-нибудь Дженнаро со средиземноморским недугом, а может, вовсе и не мальчик, а больная муха. "Мои инсталляции, разъяснил знаменитый концептуалист на открытии экспозиции 25 ноября, всегда посвящены кому-то, кто присутствует, но не виден". Невидимке рассказывают сказку, для него вертятся марионетки. Но ему все равно грустно. В отличие от маэстро, выражавшего явное удовольствие от новой встречей с Италией.

Для Кабакова это счастливая страна. Он признателен, что тут, в Риме, в далеком 1972 году, состоялась его первая зарубежная выставка, открывшая дорогу к мировой славе. Спустя 20 лет, в 1993году, он успешно представлял Россию, уже живя в Америке, на 45-м Венецианском биеннале. В 1999-м привез на Сицилию недостроенный советский памятник, "Монумент утраченной цивилизации", ныне путешествующий по разным европейским городам. И вот теперь больной советский пионер (английская сказка никого не вводит в заблуждение).

Итальянцев, которые делят себя на северян, южан и массу других категорий, весьма интересовали культурные корни мастера. Кабаков утверждал, что он помесь, гибрид без определенных корней: еврей, родившийся на Украине и живущий в Америке. Но неаполитанцы упорно называли и называют его русским. И они правы, с той традиционной для Запада точки зрения, согласно которой всех советских выходцев здесь называют русскими. Кабаков это истинно советский художник, сумевший найти в себе душевные силы довести "советскость" до "тотальной концепции", до художественного символа, задевающего за живое далеких от той реальности людей.

Так и "мальчик" трогал даже неаполитанцев, втолковать которым сущность "коммуналки" было трудно. Пособолезновать ему можно до февраля.

МИХАИЛ ТАЛАЛАЙ


Неаполь Флоренция


©   "Русская мысль", Париж,
N 4346, 21 декабря 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...