СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

 

Два свидетельства эпохи

Огромный, судьбой выстраданный "Архипелаг ГУЛАГ", как и предвидел его автор, кажется, можно будет продолжать и дополнять бесконечно. И даже светлый, гармоничный мир музыки иногда приносит нам неожиданную весть "оттуда" с Колымы, с Каналстроя...

Павел Аренский.
Музыкальный словарь для ссыльных. Письма.

СПб, "Северный олень" 1999. 104 с.

Старая, пожелтевшая тетрадь...

В Санкт-Петербурге вышла удивительная книга Павла Аренского, представленная затем в Москве в рамках цикла концертов "Внимание 2000!". Эти два события возвратили из небытия пока небольшую часть творческого наследия замечательного человека, имя которого надолго было вычеркнуто из истории отечественной культуры.

Павел Аренский (1887-1941) сын известного композитора А.С.Аренского, поэт, писатель, переводчик, востоковед, киносценарист (по его сценарию снят знаменитый "Процесс о трех миллионах"). В 1937г. арестован и обречен, как и миллионы его сограждан, на обычную судьбу узников ГУЛАГа: обвинен "в контрреволюционной и антисоветской пропаганде", получил пять лет колымских лагерей, умер незадолго до истечения срока 25 декабря 1941г., реабилитирован посмертно в 1955г. благодаря хлопотам вдовы, что, однако, не означало снятия запрета с его творчества.

Сколько усилий скольких людей потребовалось много лет спустя для издания его последней небольшой "колымской" рукописи! Об этом говорит во "Вступительном слове о рукописи" инициатор публикации, выдающийся музыкант современности Мстислав Ростропович, получивший еще в 1970г. из Запорожья старую, пожелтевшую тетрадь без указания имени автора и названия. Об этом пишет и редактор-составитель книги Л.И.Чиркова, заведующая квартирой-музеем Н.А.Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, которой посчастливилось найти родственников Павла Аренского: преподавателя Санкт-Петербургской консерватории Андрея Кондратьева и студента Московской консерватории Павла Кондратьева, а также московского писателя А.Л.Никитина, чьи родители были близкими друзьями Аренского. Эти люди помогли восполнить пробелы в биографии Павла Аренского, что в конечном итоге подтвердило и его авторство "Музыкального словаря", а А.Л.Никитин дополнил издание письмами Аренского из колымских лагерей к своей жене известной актрисе театра и кино Вере Орловой.

Что же представляет собой этот единственный в своем роде "Музыкальный словарь для ссыльных"? (Название предложено издательством.) В нем дано объяснение наиболее распространенных музыкальных терминов, рассказывается о некоторых направлениях в музыке (например, о "Могучей кучке") и о творчестве любимых П.Аренским композиторов (Моцарт, Скрябин). Словом, эта обрывающаяся на букве "С" рукопись носит ярко выраженный просветительский характер. В одном из "колымских" писем П.Аренский упоминает, что живет с агитбригадой в музыкальной палатке, наполненной звуками гармошек, балалаек, мандолин. Видимо, "Словарь" и предназначался для его соседей музыкантов-любителей, волею судеб оказавшихся рядом с ним на Колыме.

Прямое тому подтверждение множество ошибок разного рода в рукописи "Словаря"; из-за них-то и подвергалось сомнению авторство П.Аренского, несомненно, человека высокообразованного. Но оказалось, что дошедшая до нас тетрадь копия с оригинала, и, значит, "Словарь" действительно был нужен и, вероятно, ходил по рукам в списках. Нравственное же значение этого последнего труда Павла Аренского замечательно выразил Ростропович: "Какой силой духа и благородством нужно было обладать, чтобы в жутких условиях существования, в болезнях и голоде, из последних сил делиться с окружающими людьми своим последним богатством музыкой!"

Каналоармейская музыка

Разная музыка звучала на бескрайних просторах ГУЛАГа. Стремившемуся полностью подчинить себе личность узника, породившему для этого свои законы, свой язык, свои особые отношения между людьми, ГУЛАГу понадобилась и своя музыка. Во втором томе эпопеи "Архипелаг ГУЛАГ" Солженицын говорит о песенных сборниках Дмитлага (1935), о каналоармейской музыке. Песни, прославляющие Каналстрой и жизнь в ГУЛАГе, писали сами заключенные, а конкурсная комиссия из вольных маститых композиторов (Шостакович, Кабалевский, Шехтер) отбирала лучшие для публикации. Автору этих строк удалось обнаружить две подобные брошюрки в хранилище библиотеки Московской консерватории, расположенном в подвале под Большим залом. Будучи сотрудником библиотеки и наводя порядок в дальней комнате хранилища, с незапамятных времен именуемой "гончаровкой", я наткнулась на два выпуска "Музыкальной библиотеки "Перековки" (Музгиз Культурно-воспитательный отдел Дмитлага НКВД СССР, 1936), помеченных грифом "Не выдается".

Впрочем, это предостережение было излишним; старейшие работники библиотеки консерватории сказали мне, что, хотя спецхрана здесь никогда не было, его роль отлично выполняло хранилище: в нем всегда существовали фонды, получить из которых что-либо было практически невозможно. К ним относится и "гончаровка". Скорее всего, так и не удастся найти однозначный ответ на вопрос, как эти брошюры попали в библиотеку Московской консерватории. Вряд ли НКВД утруждал себя рассылкой подобных изданий в библиотеки. Может быть, они попали в фонды (по недосмотру?) с какой-нибудь конфискованной библиотекой репрессированного преподавателя консерватории? А, может быть, их передал сюда кто-нибудь из композиторов, входивших в отборочную комиссию, о которой упоминает Солженицын, как свидетельство эпохи?

Позволю себе рассказать поподробнее об этих находках в надежде, что для кого-то из моих современников они отзовутся родными именами.

Первая брошюра ("Музыкальная библиотека "Перековки" N6) называется "3 каналоармейских песни" и состоит из песен: "Эхо" (слова каналоармейца П.Баранчикова, музыка каналоармейца М.Лосик о сдаче шлюза и возможности досрочного освобождения за ударную работу); "Мороз" (слова тридцатипятника П.Иванова-Истомина, музыка каналоармейца М.Лосик о всеобщем стремлении сдать канал к сроку, несмотря на холода); "Стройки срок недалек" (слова Н.Жигульского "вольного"? из "начальников"?, музыка каналоармейца Н.Цедрик о строительстве плотины и освобождении по окончании стройки). Тираж брошюры 300 экземпляров.

Вторая брошюра ("Музыкальная библиотека "Перековки" N8) называется "Волга" (музыка националов-каналоармейцев). В нее вошли песни: "Волга" (слова и музыка Юсуф-Зия Ширвани, текст приведен по-русски "перевод с тюркского" и на языке оригинала; о будущем Волги, "обогащенной" строительством канала); "Темп" (слова каналоармейца С.Муфтахудинова, музыка каналоармейца Ю.Мейрова об ударной работе, упоминаются фамилии ударников Чекиртова, Касимова, Карапетяна, текст на русском и узбекском языках); "На канале" (слова каналоармейца С.Муфтахудинова, музыка каналоармейца Я.Джабарова о встрече девятнадцатой годовщины Октября сдачей Волжской плотины; текст на русском и узбекском языках). Тираж 300 экземпляров.

Песни обеих брошюр предназначены для хорового исполнения (приведена только нотная строка для голоса, без аккомпанемента). Исполнять песни рекомендуется "Бодро", "Оживленно", "Оживленно и весело". Но, несмотря на очевидную неравноценность представленных в этих брошюрах песен (есть весьма посредственные тексты песен и музыка, есть и почти профессиональные), несмотря на все старания редактора выпусков М.Черняка, а также уполномоченных Главлита (NБ-28366 и NБ-28367) и других подобных инстанций, "правда жизни" легко находит себе выход даже в этих "заказных" произведениях. Главная мечта любого каналоармейца освобождение:

А не покидающая каналоармейца надежда на встречу с родными?

И, наконец, многие каналоармейцы верят, что обвинения против них невзгоды, недоразумения, они неповинны перед Родиной и на воле начнется нормальная жизнь:

Теперь мы знаем, что "население" ГУЛАГа составляло миллионы. Знаем и правду о ГУЛАГе. И, стремясь построить новую Россию, мы должны находить в себе силы оглядываться назад, в свое страшное прошлое, каким бы оно нам ни являлось трагической ли судьбой русского интеллигента Павла Аренского (см. "РМ" N4344) или такими крупицами жизни простых зэков, как "заказные" песни из "Музыкальной библиотеки "Перековки".

ЕЛЕНА ЧЕРНОДУБРОВСКАЯ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4346, 21 декабря 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...