ЛИТЕРАТУРА, МЕМУАРЫ

 

430021zgl2-gif

* * *

Уже работая в Останкине в конце 80-х в отделе литературы и искусства Литдрамы (был у меня эдакий возврат к родным пенатам* после выхода в эфир двухсерийного видеофильма "Мастер" о творчестве М.А.Булгакова), я прочитала в "Новом мире" удививший меня нет, завороживший рассказ Домбровского... О писателе, талантливом, но не очень-то удачливом, который, как ни бьется, все один конец погибель.. Даже вспомнился рассказ О.Генри "Пути судьбы" о поэте и Франц "Рыцарь бедный" из "Сцен из рыцарских времен"**.

И потянуло поставить и снять "Ручку...". Осуществилось в 94-м, спустя шесть лет, в "Ладе", на Российском канале. Собралась группа хороших, даже очень хороших актеров главные герои попали, как говорится, "в яблочко". Во-первых, согласился Андрей Болтнев умный, тонкий мастер, один из интеллектуальных актеров России. По-моему, его Писатель получился у нас, как было задумано у Домбровского. Виктор Павлов создал страшный образ кагебешника, он же обаятельный Книголюб, по-своему искренний поклонник творчества Писателя, которого он жаждет уничтожить... Лариса Удовиченко Актриса прелестно, живо возникла в фильме, привнеся любовь свою к герою, и не смогла удержать его от гибели... И двое гебешников, "шестерки" Полковника***-Книголюба, Дмитрий Кознов и Кирилл Демин. Причем первый из них с "достоевщинкой", с надломом, убивает, но "переживает"... Второй с университетским значком, хирургически добивающий Писателя, цинично спокоен: он выполнил приказ. Работали все в группе и телевизионщики, и артисты, я бы сказала, с возрастающим интересом.

И подготовительная работа моя с художником В.Хохолевым, оператором Ю.Журавлевым и Михаилом Петровым по раскадровке, в поисках натуры, ну а с актерами повезло: ведь я, как поняла, кто должен быть, пригласила так они и согласились. Прочитав сценарий, поняли, что духовно обогатятся! А так мы тогда в Российском телевидении денег не имели на фильмы, так что снимали вроде бы передачу или программу, мизерно по расходам, по финансам, а назывались телеспектаклем. Вот читала тут на днях интересный журнал "Искусство кино" статью С.Ливнева (сын Марины Голдовской и Давида Ливнева, известных кино- и телережиссеров). С.Ливнев пишет о "малобюджетном кино", которое они, молодые (преимущественно) кинематографисты, осуществляют в наши дни... Молодцы, умники и название дали, и теорию выстроили! А мы, телевизионщики, всю жизнь так работая (на эфир!), в суете, в пробивании съемок, в выбивании камер, увы, не обращали внимания на то, чтобы создать теорию, опереться на нее и наконец заявить о себе. Помню, М.Голдовская писала о телевидении и звонит мне, просит-предлагает мне написать статью о работе с телеоператорами... А я отказываюсь!.. Потому что одна передача в монтаже, другую снимаю параллельно, а третью запускаю в производство. Я понимаю, что это все "жалкий лепет оправданья"...

Бульшую часть своих работ: видеофильмов и телеспектаклей, документальных передач мы снимали на натуре: у себя дома, в музеях, в ВТО, в ЦДРИ, в театрах, где работали наши актеры, дома у исполнителей, на улице, в лесу и т.д. и т.п. Ведь это или совсем бесплатно, или платим, как за передачу. Костюмы... Свои, конечно, а пока в Останкине не разворовали склады брали там, а наши талантливейшие рукодельницы, художники по костюмам Грета Таар, Лиза Церховская, Инга Гмыря, бывало, и выстирают, и перешьют, и пригонят по фигуре, и семью свою разденут, если понадобится... Боже, а что делали художники!.. Вот, например, Володя Хохолев: во-первых, прекрасно подыскивал натуру "по точкам"". "Это с крыши снимать, вон с той... Полезли, Юра и вы О.В.!" Перрон подыскал. Домакетки в квартире артиста делал, картины привез, развесил все сам, ведь не студия, рабочих не позовешь. Сцены в электричке (ключевые!) надо было снимать только в электричке! Это я поняла про рассказ Ю.Домбровского сразу: только жизнь как она есть! Натура. Но как фон. А главное герои, то, что происходит между ними в этой фантастической жизни. Как Миша Петров, наш ассистент режиссера и он же директор, уговорил начальство железной дороги возить нас "туда" (от Москвы) по два раза не знаю. Сдержанный, доброжелательный, увлеченный делом и азартный в достижении результата выхода передачи в эфир.


Продолжение статьи: часть 3-я


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4300, 13 января 2000 г.
N 4301, 20 января 2000 г.

[ 2 / 4 ]

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....   ...      
      [ с 27.01.2000:   ]