РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО

 

К 2000-ЛЕТИЮ ХРИСТИАНСТВА

Кардинал Жан-Мари Люстиже,
архиепископ Парижский

4301lust_zgl

(Главы из книги)

Новый образ жизни:
nova et vetera

Что касается этого нового образа жизни, Европа должна сделать для себя вопросом чести его устройство на основе прав человека. Но недостаточно ссылаться на эти права: их нужно осуществлять на практике, а значит, делать выбор, следуя определенной иерархии ценностей.

Часто в центр ставят гражданскую свободу субъекта. Такой индивидуализм с уклоном в анархию приводил и продолжает приводить к самым серьезным неудачам. Во имя конкретного человека радикальным образом отрицается абстрактный индивид Декларации прав человека. Некогда в этом заключалась марксистская критика; сегодня аналогично звучит критика со стороны некоторых азиатских стран и многих мусульман.

Церковь же ставит в центр, в качестве критерия соблюдения всех прав человека, гражданскую свободу в религиозных вопросах, не принимая во внимание конфессиональные или партийные интересы. Религиозная свобода отражает способность человека обращаться к тому, что больше него и что в европейской традиции зовется Трансцендентностью. И эта способность взывать к Трансцендентности выявляет в человеке то, что есть в нем (употребим то же слово) "трансцендентного": его личностное достоинство исток и залог неотъемлемых универсальных прав. Эта неотъемлемая трансцендентность человеческой личности основана, если говорить языком Библии, на том, что она сотворена "по образу и подобию Божьему". Религиозная свобода объективно выражает соотнесенность личности с Тем, Кто больше ее самой, с Богом; а также ее соотнесенность с другим, с людьми. Право на религиозную свободу подразумевает солидарность, которая идет дальше простой терпимости и для которой наилучшим названием будет уважение, как начинает выражать эту концепцию французское право.

Поставить в центр культуры трансцендентность человеческой личности, а следовательно, действенное уважение права на религиозную свободу, значит придать европейскому искусству жить особенный облик в интерпретации либерализма. Нельзя сводить либерализм только к политическим правам гражданина, ибо это становится его отрицанием. Права "третьего поколения", к которым принадлежит право на религиозную свободу, требуют и позволяют органически воплощать в жизнь уважение и солидарность, утверждать их неотъемлемый и универсальный характер применительно к любому человеку, независимо от его вероисповедания или отказа исповедовать какую-либо религию. Эти права упраздняют то коллективное принуждение, которое проводили в жизнь тоталитарные режимы под предлогом спасения людей. Уважение к каждому и солидарность со всеми, начиная с самых слабых, таковы следствия признания трансцендентности человеческой личности. Закон должен разрешать осуществление этой религиозной свободы и способствовать ей не только в индивидуальной и частной жизни, но и на уровне социума. При этом условии европейское общество сможет в процессе самосозидания опереться на живые силы, на великие мысли и чувства, лежащие в основе его структуры, с одинаковым уважением к верующим и неверующим, чья взаимная соотнесенность составляет одну из характерных черт европейской истории. Солидарность и уважение служат мерой пространства, отводимого инаковости в политическом строительстве. Правовое государство, которое хочет уважать религиозную свободу, должно сделать выводы относительно того, как именно следует принимать различные убеждения, включая мусульманские.

С этой точки зрения, прием мусульман в Европе предполагает в первую очередь не переговоры с чуждыми европейскому континенту мусульманскими властями (что было бы наивным), а общение между самими гражданами мусульманами, христианами, иудеями. Европейское искусство жизни должно быть открыто всем и быть совместимым с глубинными устремлениями каждого. Если пытаться регулировать сосуществование различных религий только с помощью правил, диктуемых уважением к правам индивида, это лишь усилит элементы принуждения. Такой подход не годится для европейского общества, желающего жить в мире, взимном уважении и солидарности.

Представление публикации ||| Предыдущая часть ||| Следующая часть

Париж

© "Русская мысль", Париж,
N 4302, 27 января 2000 г.

[ 5 / 7 ]

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....