РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО

 

Святой источник
и церковная экономика

История и структура компании «Проект по производству минеральной воды "Святой источник" », созданной Костромской епархией совместно с иностранными партнерами, относится к числу наиболее известных страниц в новейшей истории церковной экономики. Компания действует на российском рынке уже около шести лет, и дела ее, насколько известно, идут вполне успешно.

этикетка

Идея зарабатывать деньги на продаже экологически чистой воды принадлежала протоиерею Александру Андросову, руководившему в начале 1990-х Костромским духовным училищем. В 1992 г. идеей заинтересовался калифорнийский бизнесмен Джон Кинг, занимавшийся ранее производством пластмасс. В оффшорной зоне Кипра была создана компания "Saint Springs Water", которой сегодня принадлежат права на торговую марку "Святой источник", а в августе 1993 г. глава администрации Костромы зарегистрировал АОЗТ (впоследствии ЗАО) "Родники", учредителями которого выступили Костромская епархия и костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. В совет директоров "Родников" вошли архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилёв) и настоятельница Богоявленско-Анастасииного монастыря игумения Иннокентия (Травина). 6 октября 1998 г. собрание акционеров "Родников" приняло решение о начале ликвидационного процесса на предприятии.

За несколько месяцев до начала ликвидации "Родников", 18 февраля 1998 г., Костромская регистрационная палата зарегистрировала еще два предприятия, связанных с производством "Святого источника": ЗАО "Серебряный источник" и ЗАО "Аква Стар". Единственным учредителем обоих предприятий выступила Костромская епархия. "Серебряный источник" сегодня выполняет те функции, которые раньше выполняли "Родники". "Аква Стар", по нашим данным, так и не приступило к осуществлению коммерческой деятельности по-видимому, предприятие создавалось как своего рода "запасной аэродром" на случай осложнений в деятельности "Серебряного источника".

Практически одновременно с ликвидацией "Родников" и возникновением на его месте "Серебряного источника" аналогичные перемены произошли и в Москве. Головное предприятие компании "Святые родники" было ликвидировано, и его место заняло ЗАО "Лучшая вода".

Епархиальный завод, работающий на оборудовании итальянского, американского и немецкого производства, самое крупное в России предприятие по производству питьевой воды. Он занимся розливом в бутылки слабоминерализованной родниковой воды (концентрация минеральных веществ не превышает 400 мг/л), добываемой из артезианской скважины в верховьях бассейна реки Черной, на северо-восточной окраине Костромы. Первая партия минеральной воды "Святой источник" появилась на российском рынке в мае 1994 г. Два года спустя "Родники" приступили к выпуску газированной воды. Вся производимая продукция разливается в бутылки емкостью 0,33, 0,5 и 1,5 л.

Каждая бутылка делается из экологически чистого пластика, имеет куполообразную форму и снабжена прозрачной этикеткой. В 1998 г. компания "Чистые ключи" (учредитель зарегистрированная на Кипре компания "Lareson enterprises") начала розлив воды в контейнеры вместимостью 11,4  л.

"Святой источник" очень быстро создал свою сеть продажи в России и некоторых странах СНГ. В течение нескольких лет количество проданных на российском рынке бутылок воды ежегодно удваивалось. К 1997 г. "Святой источник" стал самой продаваемой маркой ключевой воды в России. Среди клиентов "Святого источника" оказались администрация президента и правительство, Патриархия и "Аэрофлот". О предпочтении, отдаваемом этой воде, говорили ведущие российские политики и бизнесмены. Расширялся и спектр предоставляемых компанией услуг. Для доставки продукции компании в офисы и на дом было создано ООО "Посейдон трейдинг".

"Святой источник" получил официальное одобрение министерства здравоохранения США, а в апреле 1997 г. на лондонской ярмарке минеральных вод был удостоен первой премии в двух номинациях: "питьевая минеральная вода" и "питьевая минеральная вода с газом". После этого костромской воде был открыт путь на западные рынки. Стремительное продвижение костромской минеральной воды многие эксперты связывают с успешной рекламной кампанией. По информации "Росбизнесконсалтинга", в 1996 г. производители "Святого источника" заключили договор на рекламу с компанией "Ark/JWT", став, таким образом, первым клиентом одного из крупнейших мировых рекламных агентств на российском рынке.

В 1995 г. епархиальный завод выпустил около 7 млн. литров воды. Уже в следующем году объемы производства возросли почти втрое. На заводе работали три автоматические производственные линии, выполнявшие весь цикл от добычи до упаковки и рассчитанные на выпуск 12 тыс., 6 тыс. и 2 тыс. бутылок в час. Общая пропускная способность трех линий завода достигала, таким образом, 480 тыс. бутылок в день (или в пределе более 260 млн. литров в год). На пике подъема производства, весной-летом 1998 г., все три линии работали практически круглосуточно. Всего за первые четыре года работы компании (1995-1998) производство воды выросло более чем в восемь раз.

Серьезным ударом для "Святого источника" стал кризис 17 августа. В конце лета начале осени 1998 г. завод фактически простаивал около двух месяцев. За полтора года, прошедших со времени августовского кризиса, розничная цена продукции "Святого источника" на российском рынке в долларовом исчислении снизилась более чем в два раза. Если до кризиса полуторалитровая бутылка костромской воды стоила около доллара, то в начале 2000 г. ее можно было купить в Москве и Костроме за 12 руб. (меньше полдоллара). По официальным данным, уровень продаж продукции "Святого источника" (в рублях) в 1999 г. вырос по сравнению с предыдущим годом на 46%. Легко подсчитать, насколько упал долларовый доход компании, если рубль за этот же период подешевел относительно доллара в 2,5 раза.

В 2000 г. "Святой источник" планирует увеличить рублевый уровень продаж на 50% по сравнению с 1999-м и таким образом вернуться к докризисному уровню поступлений. Заводские мощности в начале 2000 г. позволяли, по официальным данным, разливать до 700 литров воды в минуту (672 тыс. бутылок в день). За послекризисный период резко возросла популярность воды, разлитой в бутылки емкостью 0,33 л. В первую очередь это произошло за счет увеличения потребности баров, ресторанов, ночных клубов в импортозамещающей продукции. Численность занятых на производстве людей в начале 2000 г. достигала 300 человек.

В 1995 г. денежный оборот "Родников", по официальным данным, составлял 2,86 млн. долл., а в следующем году уже около 6,9 млн.. С 1997 г. "Родники" начали работу с головным предприятием "Святого источника" "Святыми родниками". Московская структура выступала как владелец исходного сырья и готовой продукции, а "Родники" осуществляли только производство и розлив воды. Естественным следствием перехода "Родников" на работу по такому договору стало резкое снижение уровня оборотных активов, находящихся на их балансе. Денежный оборот и прибыль костромского завода в 1997 г. в долларовом исчислении остались на прежнем уровне. В 1998 г. оба епархиальных предприятия (и ликвидируемые "Родники", и только что созданный "Серебряный источник") работали по той же схеме, что и в предыдущем году. Оборот завода вследствие августовского финансового кризиса упал и составил менее 5 млн. долл.

По официальной информации, иностранные инвестиции в предприятия "Святого источника" составили 20 млн. долл. Размещением частных инвестиций для "Святого источника" занималась созданная в 1995 г. компания Бориса Йордана "Ренессанс-капитал". По данным "Общей газеты", входящий в инвестиционную группу Владимира Потанина и Бориса Йордана фонд "Спутник" «с благословения Московской Патриархии контролировал производство и продажу "Святого источника" ». Известно также, что в предприятия, добывающие и реализующие костромскую минеральную воду, вкладывал деньги частный американский фонд "СШАРоссия" (TUSRIF), финансирующийся конгрессом США. В костромской прессе появилась информация, что общий объем инвестиций в "Чистые ключи" составляет 8,8 млн. долл.

Американцы предполагают, что все затраты по этому проекту окупятся в течение четырех с половиной лет. Если американцы инвестировали в акционерное общество деньги, то епархия благосклонность местных властей, недвижимость, транспорт, разнообразные льготы и т.д. Налоговые льготы в отношении предприятий "Святого источника" действовали около четырех лет. Все это время представители компании и Костромской епархии всячески подчеркивали благотворительный характер целей, на которые направляется прибыль от реализации воды. В 1997 г. Госналогслужба провела проверку, в ходе которой выяснилось, что в 1997 г. епархиальный завод выпустил минеральной воды на общую сумму около 30 млрд. руб. (5,2 млн. долл. по среднегодовому курсу). При этом официальный адресат льгот Костромская епархия получил из этой суммы около 5%. 3 млрд. руб. (520 тыс. долл.) составили производственные затраты, а большая часть суммы 25 млрд. руб. (более 4,3 млн. долл.) была перечислена на Кипр компании "Saint Springs Water" в качестве оплаты торговой марки. По-видимому, именно после этой проверки налоговые льготы предприятиям "Святого источника" были отменены.

Руководитель Госналогслужбы Александр Починок в одном из интервью рассказывал о визите к нему "архиепископа Коломенского" (по-видимому, имелся в виду митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий), в ходе которого тот безуспешно пытался настоять на возвращении "Святому источнику" налоговых льгот. Добавим, что в 1998 г. Костромская областная дума отказала "Родникам" в продлении тех льгот по местным налогам, которыми епархиальное предприятие пользовалось раньше.

Кроме того, постановлением специальной комиссии при правительстве все импортируемые грузы для производства воды были с самого начала работы завода и на двадцать лет вперед приравнены к "гуманитарной помощи". Реально таможенные льготы действовали тоже около четырех лет, однако и за этот срок владельцы предприятия смогли сэкономить значительные суммы. Сами скважины, из которых добывают воду, находятся на участке, переданном епархии в бессрочную аренду. Добавим, что епархиальный завод был освящен Патриархом Алексием II во время его посещения Костромы 22 июля 1994 г. и информация об этом содержится на всей выпускаемой предприятием продукции.

В 1996 г. "Родники" перечислили Костромской епархии 300 тыс. долл. В следующем году епархия получила от "Родников" более 250 тыс. долл. 1998 год был, как говорилось выше, не самым удачным для "Святого источника". Это сказалось и на доходах епархии, составивших около 150 тыс. долл. В 1999 г. доходы епархии вновь возросли и составили чуть более 200 тыс. долл. Кроме того, "Святой источник" выступает спонсором проектов Православного информационного телевизионного агентства (ПИТА). Так, в 1999 г. компания оплатила прямую трансляцию пасхального богослужения на каналах ОРТ, НТВ, ТВ-Центр, а в 2000-м оказала финансовую поддержку рождественским программам Центрального телевидения.

В общей сложности за шесть лет предприятия "Святого источника" перечислили Костромской епархии около 1,5 млн. долл. Как распределялись и распределяются эти деньги? Надпись на бутылках "Святого источника" сообщает, что "доход от реализации воды поступит на нужды восстановления храмов и монастырей Русской Православной Церкви". Эта информация заверена подписью архиепископа Костромского и Галичского Александра, который лично занимается распределением епархиальной прибыли от производства минеральной воды.

Действительно, благодаря "Святому источнику" монастыри и приходы Костромской епархии получают существенную помощь от епархиального управления ситуация, уникальная в Центральной России, а может быть, и в России вообще. По свидетельству секретаря епархиального управления Олега Овчинникова, епархия платит зарплату настоятелям беднейших сельских приходов, новооткрытые храмы могут получить все необходимое для совершения литургии (Евангелие, евхаристические сосуды, дарохранительницу и т.д.) в епархии бесплатно, а свечи с епархиального склада отпускаются по закупочной цене.

Пресс-релиз "Святого источника" сообщает, что прибыль епархии от участия в совместном предприятии позволила реставрировать крупнейшие костромские храмы Богоявленско-Анастасиин собор и церковь Воскресения на Дебре, построить тюремный храм во имя иконы Божией Матери "Споручница грешных" и храм великомученика Георгия Победоносца в Высшем войсковом командном училище химической защиты, открыть при монастырях сиротские приюты и богадельни для престарелых. Кроме того, "Святой источник" дает Костромской епархии возможность содержать духовную семинарию. В 1999 г. на ее содержание было выделено 1,68 млн. руб. (68 тыс. долл). Эти деньги истрачены на выплату зарплат и стипендий, закупку продуктов питания и т.д. Финансовые потребности епархии, тем не менее, значительно превышают те суммы, которые Костромское епархиальное управление получает от производства "Святого источника". Только затраты на реставрацию переданного Церкви в 1999 г. восточного корпуса костромского Богоявленско-Анастасииного женского монастыря, по предварительной оценке, превысят 440 тыс. долл.

По словам финансового директора "Святого источника" Дэвида Грейди, небольшие суммы переводятся компанией напрямую в Московскую Патриархию. Высказывавшееся в печати предположение, что Костромская епархия перечисляет в Патриархию определенную долю своей прибыли, по-видимому, не подтверждается. В беседе с нами Олег Овчинников упомянул о разговоре Патриарха Алексия II с архиепископом Александром, в ходе которого Патриарх благословил костромского архиерея тратить всю прибыль епархии от "Святого источника" на содержание семинарии и иные внутриепархиальные нужды. Правда, следует отметить, что определенные суммы, полученные от деятельности епархиального завода, тратятся на поддержку Всецерковного православного молодежного движения. В 1999 г. Костромская епархия перевела ВПМД чуть более 264 тыс. руб. (10,7 тыс. долл.).

Коммерческая активность Костромской епархии вызывает в церковной среде различные, порой прямо противоположные чувства от восхищения и зависти до неприятия и отторжения.

Однако российские бизнесмены быстро осознали привлекательность для потребителя "заверенного" Церковью товара и без особых колебаний взяли костромской опыт на вооружение. Попытки использовать костромское "ноу-хау" нередки сегодня и в других регионах. Например, на этикетке минеральной воды "Зеленый город", выпускаемой ивановским "Источником", содержится указание на то, что вода "освящена архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием". Однако епархия не получает никакой прибыли от реализации этой продукции.

МИХАИЛ ЭДЕЛЬШТЕЙН


Иваново


©   "Русская мысль", Париж,
N 4316, 04  м а я  2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ....   ...       
[ В Интернете вып. с 25.05.2000 ]