ЛИТЕРАТУРА, МЕМУАРЫ

 

Михаил Долинский, Семен Черток

«Для музыки я родился в Тифлисе»

Начало пути Федора Шаляпина

[Продолжение: часть 3-я. Начало см.: "РМ" N4325 06.07.2000].


И Шаляпин с увлечением взялся за книги, особенно исторические, расспрашивал обо всем, что ему было интересно или непонятно. Товарищи с удивлением замечали, как потрясающе он восприимчив, какая ненасытная жажда знаний владеет им, как быстро преображается он и внешне, и внутренне.

Усатов, вспоминает М.Г.Измирова, говорил своим ученикам и другим бывавшим у него близким к искусству людям: "Это простой неотесанный парень с чудесным голосом. Это будущая знаменитость. Помогите мне отшлифовать его, возьмите его к себе в кампанию, займитесь им". Дмитрий Андреевич знал, что значит для человека искусства окружение одаренных и умных людей, атмосфера творческой жизни, и радовался, что Шаляпин попал в Тифлис, где для его развития были необходимые условия.

Тифлис по тем временам был большим городом (145 тысяч населения). Музыкальная и артистическая жизнь в нем протекала чрезвычайно оживленно. Здесь существовал казенный оперный театр, в котором пели баритон Л.Г.Яковлев и сопрано В.И.Зарудная-Иванова, хорошо известные музыкальной России. Оперы ставились также и в Банковском театре, и в Тифлисском музыкальном кружке, и в Тифлисском артистическом обществе. В городе были Кружок любителей квартетного и хорового пения, музыкальное училище, во главе которого стоял композитор М.М.Ипполитов-Иванов. Он создал из местных сил симфонический оркестр, выступления которого пользовались большим успехом. В Тифлисе были три нотных магазина и издавалась музыкальная литература. Шаляпин подружился с композитором Геннадием Осиповичем Коргановым, и его "Элегия" навсегда вошла в шаляпинский репертуар.

Сильными были национальные коллективы татарский и армянский театры и грузинский хор. Русские театры ставили русскую классику, и на трех языках армянском, грузинском и русском шли пьесы популярного драматурга Габриэла Сундукяна "Пэпо" и "Хатабала", с тонким юмором воссоздававшие колорит тифлисской жизни.

В Тифлис приезжали крупнейшие русские и иностранные гастролеры, и Федор ходил на концерты Антона Рубинштейна и пианиста-виртуоза Эмиля Зауэра, чешского скрипача Франца Ондражечека, видел на тифлисской сцене знаменитых русских актеров П.А.Стрепетову, Е.Н.Гореву, П.Н.Рощина-Инсарова, М.Г.Савину, В.Ф.Комиссаржевскую, М.Ф.Андрееву, начинавшую свой путь в Тифлисском артистическом обществе.

5.

Усатов познакомил Шаляпина с участниками Тифлисского музыкального кружка, и он стал выступать в платных концертах кружка, за которые ему назначили стипендию. Занятия у Усатова шли как прежде, а свободное время Шаляпин стал посвящать кружку пел в концертах, ставил Мельник декорации, чистил лампы, заведовал бутафорией и вообще, как он потом рассказывал, работал на совесть.

Усатов поставил с Шаляпиным третий акт "Русалки" и серенаду Мефистофеля, и когда актер произнес: "Да, стар и шаловлив я стал", в зале наступила тишина, а затем публика поднялась с мест и устроила овацию стоя.

На следующий день в отчете о концерте в газете "Кавказ" Шаляпина сравнили со знаменитым Осипом Петровым, учеником Глинки, первым исполнителем роли Мельника. Артист писал в автобиографии: "Заметка была подписана Корганов. Я знал, что это был офицер-сапер, знаток и любитель музыки. Впоследствии он написал книгу о Бетховене. Прочитав эту заметку, я с трепетом душевным почувствовал, что со мной случилось что-то невероятное, неожиданное, чего у меня и в мечтах не было. Я, пожалуй, сознавал, что Мельник спет мной хорошо, лучше, чем я когда-либо пел, но все-таки мне казалось, что заметка преувеличивает силу моего дарования. Я был смущен и напуган этой первой печатной хвалой. Я понимал, как много от меня потребуется в будущем. Усатов тоже хвалил меня:

Ну что, лодырь? говорил он, похлопывая меня по плечу. То-то вот! Вот так-то!

Я не решался сказать ему, что читал заметку Корганова. Совестно было".

Теперь Шаляпин часто исполнял в концертах кружка новые вещи. М.М.Ипполитов-Иванов вспоминал: "На одном из музыкальных вечеров кружка, на котором присутствовал я с женой (известная певица В.М.Зарудная-Иванова. Авт.), среди других исполнителей выступил молодой человек очень изморенного вида, худой и бледный, потому казавшийся необыкновенно длинным, с небольшим, но очень симпатичным голосом, поразивший нас своей музыкальностью и искренностью исполнения. Он пел арию Сусанина "Чуют правду" и сразу приковал к себе наше внимание. Варвара Михайловна тогда же отметила его дарование и высказала предположение, что из него выйдет большой артист. Этим талантливым человеком оказался Ф.И.Шаляпин".

В марте 1893 г. Усатов поставил в кружке второй акт "Севильского цирюльника" с Шаляпиным Доном Базилио. "Это исполнение, отметил Ипполитов-Иванов, окончательно нас убедило, что перед нами безусловно исключительное, но не только певческое, но и сценическое дарование".

Музыкальный Тифлис полюбил Шаляпина, и, зная его тяжелое материальное положение, товарищи по кружку, сотрудники газеты "Тифлисский листок" и другие стали предлагать помощь. Зима 1892-1893 гг. выдалась холодной, выпал снег, приходилось топить, нужна была теплая одежда, и, если бы не помощь тифлисских любителей музыки, Шаляпин вряд ли смог бы продолжать учиться.

За творческим ростом артиста внимательно следил первый рецензент Шаляпина Василий Давидович Корганов. Человек обширных знаний, получивший разностороннее образование филологическое, техническое и музыкальное, он с конца 80-х годов стал выступать как музыкальный критик в газетах Тифлиса, Петербурга и Москвы. То, что делал тогда Шаляпин, было во многом подражательным, но Корганов сумел заметить и редкую выразительность его голоса, и драматический талант. Он поверил в его большое будущее и принял горячее участие в судьбе артиста.

В отчетах о концертах Тифлисского музыкального кружка в газете "Кавказ" Корганов постоянно обращал внимание на "успехи молодого, начинающего, подающего надежды артиста". После выступления Шаляпина в роли Мельника в третьем акте "Русалки" Корганов написал: "Его игра и пение не оставляют желать лучшего: соответствующий тембр голоса, прекрасная мимика, обычное злорадство в манере пения, все это способствовало ему представить такого озлобленного сумасшедшего Мельника, какого трудно найти на лучших оперных сценах". "Если г.Шаляпин не остановится в музыкальном образовании, предрекало "Наше обозрение", из него может выработаться весьма недюжинный певец".

6.

В сезон 1893-1894 гг. главным режиссером Тифлисского казенного театра был В.Н.Любимов, неравнодушный к начинающим талантам и обративший внимание на молодого певца.

Шаляпин мечтал о театре, но еще не знал ни одной оперы целиком и все-таки спросил как-то Усатова, не попробовать ли ему поступить на сцену. "Отчего же нет, ответил Дмитрий Андреевич, надо только выучить несколько опер. "Русалка" и "Фауст" это ваши кормильцы. Так и знайте! Надо еще выучить "Жизнь за царя"..."

Подготовив с Шаляпиным эти оперы, Усатов пригласил Любимова послушать его. Шаляпин спел третий акт "Русалки" и не понравился ему. Друзья Федора стали уговаривать Любимова еще раз послушать его, но не специально, а в обычном спектакле кружка. На этот раз Шаляпин произвел впечатление, и казенная сцена подписала с ним договор: полтораста рублей в месяц. Для солиста немного другим платили 250-300 рублей, но для Федора это означало конец нищеты. Он начал аккуратно ходить на репетиции и однажды услышал, как дирижер Труффи воскликнул: "Какой кароший колос у этот молодой мальчик!"

Тифлисская казенная опера (теперь Театр оперы и балета имени З.Палиашвили) помещалась в нижней части города в Инженерном саду, в старом здании над самой Курой. Она существовала с 1851 г. и была одной из старейших провинциальных опер в России. Грузия издавна знала и сольное пение, и хоровое, и многоголосие во всем богатстве его образов и настроений. Наряду с сольной инструментальной музыкой ей была известна музыка ансамблевая. И, хотя труппа играла в невероятно неудобном помещении караван-сарая, театр всегда был переполнен: темпераментная публика любила оперу с ее красивыми ариями и хорами, яркими сценами, пышными декорациями.

В первые десятилетия в театре шли главным образом итальянские оперы Беллини, Россини, Доницетти, Верди. С середины 80-х стало появляться все больше русских опер. Ко времени приезда в Тифлис Шаляпина казенный театр занимал одно из первых мест среди провинциальных русских опер. В нем дирижировали М.И.Ипполитов-Иванов и И.А.Труффи. Сюда приезжали на гастроли выдающиеся певцы, ценившие чуткую и восторженную тифлисскую публику.

Оперное искусство в Тифлисе было столь популярным, что устроиться на постоянную работу в театре было необычайно трудно. Факт принятия в труппу любителя, человека без определенного положения и связей, говорил сам за себя. В этом театре Шаляпин и начал свой путь оперного певца.

Сезон открылся "Аидой" с Шаляпиным-Рамфисом. "Совершенно неожиданно весьма сносным исполнителем оказался новичок оперной сцены г.Шаляпин (Рамфис), ученик г.Усатова, известный нам уже по концертам, написал "Тифлисский листок". Он пел и держался на сцене весьма прилично, хотя, конечно, нельзя требовать от него полного знакомства со сценой и спокойного владения своими голосовыми средствами и игрой".

На следующий день Шаляпин пел Мефистофеля. Его друг, будущий выдающийся драматический тенор А.М.Давыдов, тоже начинавший тогда карьеру на сцене тифлисской оперы, вспоминал впоследствии: "С первого взгляда этот худой, длинный, как палка, юноша лет двадцати со светлыми глазами выглядел довольно непрезентабельно. Пиджак на нем сидел словно с чужого плеча. Общее впечатление было неважное. Но когда он запел, тембр его голоса сразу захватил меня. Было что-то особенно утверждающее, волнующее в звуках его голоса. Правда, его голос не искрился все время полноценным блеском, как это было впоследствии, но отдельные фразы у него были блестящи по своей искренности и свежести".

Продолжение см.: "РМ" N 4328 за 27.07.2000



Москва Иерусалим


©   "Русская мысль", Париж,
N 4327, 20 июля 2000 г.



ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

Книжные обозрения, рецензии на книги

ежедневно читайте на сервере ПОЛЕ.ру


    ...   ... 
[ В Интернете вып. с 21.07.2000 ]