РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО

 

Юбилейный
Архиерейский собор
Русской Православной Церкви

Москва, храм Христа Спасителя,
13-16 августа 2000 года

[Публикация в 6-ти частях. Часть: 5/6.]
<<  К началу: часть 4-я.  |||  К окончанию: часть 6-я.  >>

Принципы
отношения к инославию

Как известно, в последние годы вопросы, связанные с отношением православных к другим христианским конфессиям и участием в экуменическом движении, стали предметом острой дискуссии в Русской Церкви. Именно здесь (как, впрочем, и в вопросе о канонизации царской семьи) проходит разделительная черта между спорящими церковными «партиями». В связи с этим уже давно раздавались голоса, призывающие священноначалие предложить взвешенное богословское осмысление спорной проблемы отношения православия к прочему христианскому миру. Это тем более важно в условиях кризиса экуменического движения и утраты «экуменической эйфории», которая имела место в послевоенный период.

Документ «Основные принципы отношения РПЦ к инославию», разработанный богословской комиссией РПЦ под председательством митрополита Минского и Слуцкого Филарета, был одобрен на соборе подавляющим большинством голосов (против проголосовал лишь епископ Владивостокский и Приморский Вениамин, назвавший себя «последовательным противником участия в экуменическом движении»).

Позицию, выраженную в документе, можно назвать строго православной и умеренно экуменической. Вот ключевые положения этого документа:

Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница святых таинств во всем мире...

Единство Церкви преодолевает барьеры и границы, в том числе расовые, языковые, социальные... Церковь имеет вселенский характер она существует в мире в виде различных поместных Церквей, но единство Церкви при этом нисколько не умаляется.

На протяжении веков заповедь Христа о единстве неоднократно нарушалась. Вопреки богозаповеданному кафолическому единомыслию и единодушию, в христианстве возникли разномыслия и разделения.

Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией.

Церковное положение отделившихся не поддается однозначному определению. В разделенном христианском мире есть некоторые признаки, его объединяющие: это Слово Божие, вера во Христа как Бога и Спасителя, пришедшего во плоти, и искреннее благочестие.

Православная Церковь есть истинная Церковь, в которой неповрежденно сохраняется Священное Предание и полнота спасительной благодати Божией... Она сознает тождественность своего учения, богослужебной структуры и духовной практики апостольскому благовестию и Преданию Древней Церкви.

Православие не является «национально-культурной принадлежностью» Восточной Церкви. Православие это внутреннее качество Церкви, сохранение вероучительной истины, богослужебного и иерархического строя и принципов духовной жизни, непрерывно и неизменно пребывающих в Церкви со времен апостольских. Нельзя поддаваться искушению идеализации прошлого или игнорировать трагические недостатки и неудачи, имевшие место в истории Церкви. Образец духовной самокритики дают прежде всего великие отцы Церкви.

Вследствие нарушения заповеди о единстве, вызвавшего историческую трагедию схизмы, разделившиеся христиане, вместо того чтобы быть примером единства в любви по образу Пресвятой Троицы, стали источником соблазна.

Важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин 17:21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача первостепенной важности для Православной Церкви на всех уровнях ее бытия. Безразличие по отношению к этой задаче или отвержение ее является грехом против заповеди Божией о единстве.

Но, признавая необходимость восстановления нарушенного христианского единства, Православная Церковь утверждает, что подлинное единство возможно лишь в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Все иные «модели» единства представляются неприемлемыми.

Православная Церковь отвергает также тезис о том, что единство христианского мира можно восстановить только путем совместного христианского служения миру... Недопустимо ограничивать согласие в вере узким кругом необходимых истин, чтобы за их пределами допустить «свободу в сомнительном». Неприемлема сама установка на терпимость к разномыслию в вере. Но при этом нельзя смешивать единство веры и формы его выражения.

Разделение христианского мира есть разделение в самом опыте веры, а не только в доктринальных формулах.

Восстановление христианского единства в вере и любви может прийти только свыше, как дар Всемогущего Бога.

Православная Церковь является хранительницей Предания и благодатных даров Древней Церкви и поэтому главной своей задачей в отношениях с инославием считает постоянное и настойчивое свидетельство, ведущее к раскрытию и принятию истины, выраженной в этом Предании.

Задача православного свидетельства возложена на каждого члена Церкви.

Русская Православная Церковь ведет богословский диалог с инославием уже более двух веков. Для этого диалога характерно сочетание догматической принципиальности и братской любви.

Характерной особенностью проводимых Русской Православной Церковью диалогов с инославием является их богословский характер.

Свидетельство не может быть монологом оно предполагает слышащих, предполагает общение. Диалог подразумевает две стороны, взаимную открытость к общению, готовность к пониманию, не только «отверстые уши», но и «расширенное сердце» (2 Кор 6:11). Именно поэтому одной из важнейших в диалоге православного богословия с инославием должна стать проблема богословского языка, понимания и интерпретации.

Следует рекомендовать создание в рамках богословских диалогов совместных исследовательских центров, групп и программ. Важным следует считать регулярное проведение совместных богословских конференций, семинаров и научных встреч, обмен делегациями, обмен публикациями и взаимное информирование, развитие совместных издательских программ. Большое значение имеет также обмен специалистами, преподавателями и богословами.

Важное значение имеет направление богословов Русской Православной Церкви в ведущие центры инославной богословской науки. Также необходимо приглашать инославных богословов в духовные школы и учебные заведения Русской Православной Церкви для изучения православного богословия. В программах духовных школ Русской Православной Церкви большее внимание должно быть уделено исследованию хода и результатов богословских диалогов, а также изучению инославия.

Помимо собственно богословских тем, диалог должен вестись и по широкому спектру проблем взаимодействия Церкви и мира.

В вопросе о членстве в различных христианских организациях следует придерживаться следующих критериев: Русская Православная Церковь не может участвовать в международных (региональных/национальных) христианских организациях, в которых: а) устав, правила или процедура требуют отказа от вероучения или традиций Православной Церкви; б) Православная Церковь не имеет возможности свидетельствовать о себе как о Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви; в) способ принятия решений не учитывает экклезиологического самосознания Православной Церкви; г) правила и процедура предполагают обязательность «мнения большинства».

Объем и мера участия Русской Православной Церкви в международных христианских организациях определяется священноначалием исходя из соображений церковной пользы.

Подчеркивая приоритетность богословского диалога, Русская Православная Церковь, как и иные поместные Православные Церкви, считает возможным и полезным участвовать в работе различных международных организаций в сфере служения миру диаконии, социального служения, миротворчества.

Связи Русской Православной Церкви с инославными христианскими общинами в странах СНГ и Прибалтики должны осуществляться в духе братского сотрудничества Православной Церкви с другими традиционными конфессиями в целях координации деятельности в общественной жизни, совместного отстаивания христианских нравственных ценностей, служения общественному согласию, прекращения прозелитизма на канонической территории Русской Православной Церкви.

Православная Церковь проводит четкое различие между инославными исповеданиями, признающими веру в Святую Троицу, Богочеловечество Иисуса Христа, и сектами, которые отвергают основополагающие христианские догматы. Признавая за инославными христианами право на свидетельство и религиозное образование среди групп населения, традиционно к ним принадлежащих, Православная Церковь выступает против всякой деструктивной миссионерской деятельности сект.

Отвергая ошибочные с точки зрения православного вероучения взгляды, православные призваны с христианской любовью относиться к людям, их исповедующим.

Церковь осуждает тех, кто, используя недостоверную информацию, преднамеренно искажает задачи свидетельства Православной Церкви инославному миру и сознательно клевещет на священноначалие Церкви, обвиняя его в «измене православию». К таким людям, сеющим семена соблазна среди простых верующих, следует применять канонические прещения.

Опасность для Церкви представляют и те, кто участвует в межхристианских контактах, выступая от лица Русской Православной Церкви без благословения церковной власти, а также и те, кто вносит соблазн в православную среду, вступая в канонически недопустимое сакраментальное общение с инославием.

Ушедшее тысячелетие было отмечено трагедией разделения, вражды и отчуждения. В XX веке разделенные христиане проявили стремление к обретению единства в Церкви Христовой. Русская Православная Церковь ответила готовностью вести диалог истины и любви с инославными христианами... И сегодня, на пороге третьего тысячелетия, Православная Церковь вновь с любовью и настойчивостью призывает всех, для кого благословенное имя Иисуса Христа выше всякого другого имени под небом (Деян 4:12), к блаженному единству в Церкви.

<<  К началу: часть 4-я.  |||  К окончанию: часть 6-я.  >>

АЛЕКСАНДР КЫРЛЕЖЕВ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4330, 31 августа 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...    
[ В Интернете вып. с 01.09.2000 ]