С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ

Urbi et orbi (Городу и миру)

Из рождественского обращения Папы Иоанна Павла II.

    Первый человек Адам
    стал душой живущей,
    а последний Адам
    есть дух животворящий.
  В этих стихах апостола Павла утверждается непостижимая тайна Жертвы Господней за человека. Сокровенная тайна Промысла Божия; чудо, по воле Отца воплощением Предвечного Слова, осуществившееся определенным образом в нашей истории; тайна, которую Церковь переживает, пылая любовью, в ночь Рождества 2000 юбилейного года.
  Адам, "первая душа живая", Христос, "дух животворящий": слово апостола призывает нас вглядеться глубже, дабы увидеть в Вифлеемском смиренном Младенце Агнца жертвенного, открывшего человеку смысл истории .
  В святую ночь Рождества встретились время и вечность: Бог в человеке и человечество в Боге.
  Бессмертный гений Микеланджело в плафоне Сикстинской капеллы изобразил Бога-Творца, вдыхающего жизнь в человека, дабы он стал "живущей душою". В дыхании жизни божественной - источник высокого достоинства человека, неутолимой жажды обретения вечности. К сокровенной тайне начала человеческой жизни мы обращаемся ныне, созерцая Божия Сына, Вечный Лик Господень, просиявший в лице Младенца. Воспламененный божественной искрой, человек одарен разумом и свободой и может ответственно распоряжаться своей жизнью и судьбой ближнего.
  Далее во фресках Сикстинской Капеллы показано грехопадение человека: змей-искуситель, обвив ствол дерева, предлагает прародителям вкусить от плода запретного. На языке искусства и библейской символики, в сплаве безукоризненном, нам поведана трагедия человечества, открыто начало истории непослушания, греха и скорби.
  Но мог ли Всевышний забыть о творении рук Своих, венчающем все живущее? Вера дает нам ответ: "Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление".
  Мы отчетливо слышим красноречивые слова апостола Павла, созерцая сокровенную тайну Рождества в Святой год Юбилея. Во Младенце, в яслях лежащем, мы узнаём "нового Адама", ставшего ради нас "духом животворящим". История человечества вверена Тому, Кто в Вифлееме родился, дабы вновь даровать надежду людям, рассеянным по всему миру.
  От яслей да обратим взгляд на все человечество, призванное к благодати "второго Адама", но несущего груз грехов "Адама первого". И разве всякий раз, преступая волю Божию, мы не слышим первого "Нет", сказанного Богу и исказившего истинный облик творения Божия?
  Дети - жертвы насилия, униженные и отвергаемые, женщины, чей удел - терпеть оскорбления, молодежь, взрослые, старики, не находящие своего места в жизни, безбрежные реки гонимых, убийства и войны во всех уголках планеты. Со скорбью я вспоминаю о Святой Земле, где вражда потопила в крови нелегкий путь, ведущий к миру. А что можно сказать о странах - я имею в виду в частности Индонезию - где наши братья и сестры во Христе встречают день Рождества, оплакивая жертв трагедии?
  Нельзя ныне не вспомнить о том, что тень смерти неотступно следует за любым человеком, но особенно угрожает тем, кто стоит в самом начале жизни или близок к ее закату. Возросло искушение стать хозяином смерти, предвосхищать ее дело, распоряжаться собою и близкими, как нам угодно. Мы с тревогою различаем приметы ужасов "цивилизации смерти", ставящей под удар все живое.
  Но какой бы беспросветной тьма нам ни казалась, она не поглотит надежду узреть славу Света, воссиявшего ночью святой в Вифлееме.
  Столько добра совершается в тишине, незаметно, людьми, ежедневно с верой, усердием, самозабвенно отдающими себя благу своих семей и всего общества.
  К народам, живущим во всех уголках планеты, мужественно идущим навстречу равноправию, свободе, взаимоуважению, диалогу, ко всем людям доброй воли ныне Христос обращается с радостной вестью:
  "Мир на земле людям, Божия благоволения!"
  Людям, вступающим в новое тысячелетие, Ты, Господи Иисусе, родившийся ради нас в Вифлееме, заповедай уважать права друг друга, особенно тех, кто мал и беспомощен; заповедай отказ от насилия, войн, притеснений, покушений на чудесный дар жизни!
  Ныне Тебя, Христе, Которого мы созерцаем лежащим на руках Марии, просим: стань основанием нашей надежды!
  Дабы, как говорил апостол Павел: "Древнее прошло, теперь все новое".
  В Тебе, лишь в Тебе, открыта для человека возможность стать "творением новым".
  Спасибо Тебе за это, Младенец Иисус!
  Счастливого Рождества всем вам!


Редакция "РМ" благодарит российскую католическую газету "Свет евангелия" за предоставленный перевод.

©   "Русская мысль", Париж,
N 4347, 4 января 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...