СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

Перевоплощение российской власти.

Итоги первого года президентства Владимира Путина.

МИЛИТАРИЗАЦИЯ БЮДЖЕТА.
Реформа армии планируется в отрыве от экономического подъема.


    Путину досталась огромная и небоеспособная армия - неудивительно, что ему пришлось весь год заниматься ее проблемами. Ситуация осложнялась тем, что в армии сложились и интриговали друг против друга две группировки, отстаивавшие разные варианты военной реформы. Одну возглавлял министр обороны Игорь Сергеев, другую - начальник Генерального штаба Анатолий Квашнин. Первый лоббировал интересы ракетных войск стратегического назначения, командующим которых он когда-то был, второй - выступал за приоритетное развитие обычных вооружений и вооруженных сил общего назначения.
    В конце концов Путин поддержал Квашнина и его планы перехода армии на трехвидовую систему по принципу применения: "воздух-космос", "море", "суша". Это означает, что ракетные войска стратегического назначения прекратят самостоятельное существование и вольются в военно-воздушные силы.
    Согласно планам реформаторов, в 2001-2005 гг. армия и флот будут сокращены на 365 тыс. военнослужащих и 120 тыс. гражданских служащих. Сокращению подвергнутся и вооруженные формирования еще 11 федеральных ведомств. Таким образом, через пять лет каждый пятый из нынешних 2,136 млн. военных и 966 тыс. гражданских сотрудников этих ведомств будет отправлен в отставку или уволен. Цель реформы - иметь более компактную и высокопрофессиональную армию, вооруженную по последнему слову техники.
    Против таких планов было бы трудно что-либо возразить, если бы ни одно обстоятельство. Строительство новых вооруженных сил планируется в отрыве от экономического подъема. А если финансирование военной реформы не обеспечивается реальным экономическим ростом, то необходимые средства будут принудительно мобилизованы. Явные признаки такой мобилизации уже проявились, несмотря на то, что 2000 год - самый финансово удачный за все годы существования независимой России.
    Российский бюджет дополнительно получил 306 млрд. рублей. После погашения бюджетного дефицита и части государственного долга 159 млрд. руб. остались на сверхплановое финансирование текущих расходов. Из этой суммы 43% (!) были отданы армии, в то время как на социальные нужды направлено лишь 2,26, на науку - 0,75, судебную власть - 0,56, сельское хозяйство - 2,45% и т.д.
    Такое распределение доходов, пусть даже и дополнительных, невозможно ни в одном из демократических государств с рыночной экономикой (за исключением того, которое ведет большую войну). Но если милитаризация дополнительных доходов не была замечена обществом, то милитаризация основного бюджета вызовет социальную напряженность. Игнорировать или нейтрализовать такую напряженность способно лишь жестко централизованное государство - именно оно, судя по всему, и созидается ныне.

Другие главы:
  Сначала всех построить.
  Политическая реформа. Государство начинает с себя.
  Экономическая реформа. Созерцание благоприятных условий.
  Кадровая политика. Хождение во власть.

СЕРГЕЙ ХАРЛАМОВ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4347, 4 января 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...