МИР ИСКУССТВА

 

 Елена Князькова и Инь Даюн в балете «Ромео и Джульетта». Фото В.Фадеева.

Краснодарский балет обретает собственное лицо

В Краснодаре прошла премьера балета Прокофьева "Ромео и Джульетта" в постановке Юрия Григоровича


    Она стала разочарованием для тех, кто считал, будто время Григоровича ушло безвозвратно и советский балет годен только на то, чтобы подвести его итоги в учебниках истории. Встретившись с молодой труппой Краснодарского театра балета, хореограф специально для нее создал новую редакцию спектакля. Четвертую в своей жизни.
    Впервые Григорович обратился к трагедии Шекспира в 1978 г., когда получил предложение на постановку "Ромео и Джульетты" для парижской Гранд-Опера. Двухактная версия спектакля была создана для Натальи Бессмертновой, Доминик Кальфуни, выступавших в партии Джульетты, и Александра Богатырева и Микаэля Денара Ромео.
    В редакции, год спустя осуществленной на сцене Большого театра, хореограф раскрыл многие музыкальные купюры, традиционно принятые при постановке "Ромео и Джульетты". Спектакль превратился в масштабную трагическую фреску. На фоне мрачного исторического пейзажа, созданного художником Симоном Вирсаладзе, заверченные страшным вихрем противостояния двух кланов, гибли беззащитные Ромео и Джульетта. Спектакль почти 15 лет шел на сцене Большого театра и стал классическим.
    Полтора года назад Григорович вновь вернулся к "Ромео и Джульетте". На этот раз спектакль был поставлен для труппы "Кремлевский балет". Спустя многие годы после премьеры хореограф значительно сократил спектакль, жестче прорисовал генеральную линию развития сюжета, искусно замаскировав несовершенный профессиональный уровень танцовщиков.
    В Краснодаре хореограф осуществил новый вариант спектакля. Это связано не только с технологическими и техническими возможностями коллектива. Несмотря на молодость Краснодарский театр балета возник буквально на пустом месте всего восемь лет назад, танцовщики, чей возраст колеблется между 18 и 25 годами, искусно передают масштабный стиль Григоровича. В этом нет ничего удивительного: за пять лет сотрудничества это уже восьмая постановка балетмейстера на краснодарской сцене; вместе с ним приехали мастера, многие годы проработавшие в Большом театре. Сейчас директор балетной труппы бывший танцовщик Большого Олег Рачковский, его правая рука Ольга Васюченко, тоже многие годы там танцевавшая. Над постановкой работали постоянные ассистенты Юрия Николаевича Регина Никифорова и Валерий Рыжов.
    Как показала краснодарская премьера, за годы отлучения от Большого театра Григорович не потерял того обостренного ощущения времени, что было дано только ему. Несмотря на то, что в основу спектакля положена хореография двадцатилетней давности, он выглядит так, будто родился на наших глазах. Драматургическое мастерство, которое отличало Григоровича от других хореографов, оказалось на высоте, и на этот раз. "Ромео" из трехчасового балета превратился в двухчасовой. На крошечной сцене разместить в полном объеме живописное пиршество Вирсаладзе невозможно, и вместе с деталями художественного оформления спектакль избавился от множества деталей сюжетных. У балетмейстера нет цели подробно пересказать сюжет шекспировской трагедии. Непримиримость Монтекки и Капулетти лишь фон для истории Ромео и Джульетты, для истории идеальной любви, разбивающейся не о конкретные события городской жизни, а о жестокость мира, в котором карнавал неизбежно перетекает в побоище и завершается погребальной процессией. И никакое примирение невозможно на этих могилах: безмятежность и всепрощение недостижимы даже после смерти.
    Масштаб хореографии определяет уровень работы труппы. Не секрет, что умопомрачительная растянутость, феноменальные прыжки, фантастические вращения оседают в столичных театрах. Но созданный далеко не из элитарных танцовщиков Краснодарский театр балета формирует не всегда академичных, но ярких солистов. Героями нынешней премьеры стали приглашенная из Москвы Джульетта Елена Князькова, лауреат трех международных конкурсов, параллельно выступающая в Балете Монте-Карло, театрах Ниццы и Бордо, и китайский танцовщик Инь Даюн порывистый и страстный Ромео.
    Премьера стала свидетельством того, что Краснодарский театр балета, в отличие от большинства хиреющих российских провинциальных балетных трупп, обретает собственное лицо.

Фото В.Фадеева. Елена Князькова и Инь Даюн в балете "Ромео и Джульетта".

АННА ГАЛАЙДА


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4347, 4 января 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...