СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

В декабре 2000 г. лидер «Демвыбора России» Егор Гайдар заявил, что СПС не находится в оппозиции...

В России исчезла оппозиция

Президент Путин может рассчитывать на лояльность Думы


Дума третьего созыва проработала первый год из своих четырех, и ее физиономия, кажется, вполне определилась. Эпоха Ельцина была временем противостояния исполнительной и законодательной власти. Президент Путин может рассчитывать на лояльность Думы: любая его инициатива получает одобрение большинства, часто подавляющего большинства депутатов. Так как исполнительная власть опирается сейчас на поддержку парламента, у Кремля есть возможность быстро принять актуальные, по мнению главы государства, законы. Главный минус заключается в том, что в России исчезла оппозиция. Бывшая левая оппозиция, коммунисты, в вопросе "укрепления государства" выступает союзником Путина, а ее экономические разногласия с правительством, похоже, никого особенно не волнуют. Правые, несмотря на исходящие от режима угрозы гражданским свободам, не считают себя вправе уйти в оппозицию, пока президент и его правительство проводят либеральный экономический курс. В результате место политической оппозиции Путину занимают такие неубедительные персонажи, как Березовский и Гусинский.
Если в стране нет сильной оппозиции это всегда очень серьезная угроза демократии. В современной России, в условиях закономерного усиления авторитарных тенденций на этапе "постреволюционной стабилизации" (определение Егора Гайдара), отсутствие политической альтернативы крайне опасно. Столь приветствуемая большинством консолидация всего общества вокруг сильного лидера может, вне зависимости от намерений и взглядов самого лидера и его окружения, привести к отмиранию хрупких демократических институтов, ко внешней изоляции и в результате к консервации технологической и социальной отсталости, доставшейся России от тоталитарного прошлого.

Вспомним прошлое

Чем занималась Дума в 2000-тысячном году?

Полное взаимопонимание с Кремлем


Чем занималась Дума в 2000 году? Как ей и следует, принимала законы всего около 150-ти. Это поменьше, чем в прошлые созывы, зато президент подписал почти все, что свидетельствует о полном взаимопонимании.
Самое существенное исключение Административный кодекс (КОАП). Дума приняла этот довольно полицейский документ чрезвычайно бодро, потом еще более бодро преодолела вето Совета Федерации, и тут президент отказался его подписывать, сославшись на концептуальные недостатки. Если общественность будет громко вопить, что нельзя заставлять людей ходить в баню с паспортом и позволять менту самолично определять, какой штраф ему взять с гражданина, глядишь, следующая версия КОАПа окажется поприличнее.
Самые важные законы прошлого года? Для граждан Налоговый кодекс, точнее, введение единой ставки подоходного налога в 13%; для предприятий он же. Для госслужащих бюджет, впервые принятый без дефицита. Для губернаторов и мэров три закона из "федеративного пакета" и принятый вдогонку им закон о третьем сроке для избранных региональных начальников. Для тех, кого волнует идеологическое лицо нового правления, пакет законов о государственной символике (последняя версия: в нашем национальном позоре виноват Никита Михалков, в коем сыновняя почтительность дошла до градуса бесстыдства). Для тех, кто обеспокоен экологической безопасностью, закон, разрешающий ввоз в страну ОЯТ (отработанного ядерного топлива).
Разумеется, Дума-2000 вполне удовлетворила тягу российских граждан к зрелищам. Ее работа началась с большого скандала вокруг распределения постов и комитетов и образованию на этой почве коалиции меньшинства (ОВР, СПС и "Яблоко"), которая торжественно покинула зал заседаний и бойкотировала пленарки почти месяц. Другие незабываемые моменты избрание вице-спикером Владимира Вольфовича Жириновского, Борис Немцов, вручающий аграрию-гебисту Николаю Харитонову статую Дзержинского, обсуждение закона о многоженстве, коммунист Василий Шандыбин, поющий еще не принятый гимн журналистам из либеральных изданий, усыпанный ромашками величиной с женскую голову костюм яблочницы Елены Мизулиной и т.п.
По сравнению с "ельцинской", в "путинской" Думе стало больше мобильных телефонов и золотых перстней; посещаемость стала еще хуже, чем была. Чаще, чем раньше, во фракции и депутатские группы для обсуждения инициатив правительства стали ходить министры. Наконец, к старым формам работы исполнительной власти с депутатами (через правительственных эмиссаров и чиновников администрации во главе с Владиславом Сурковым) добавилась в 2000 г. еще одна, оказавшаяся необычайно эффективной, чай с президентом.

Светлое будущее

Хит сезона закон о политических партиях

Его принятие похоронит российскую многопартийность


В этом году Дума будет решать вопросы, которые существенным образом изменят правила игры, сложившиеся при Ельцине. Хит сезона президентский закон о политических партиях, принятие которого возможно в ближайшее время. Есть шанс, что в первом чтении этот закон будет рассматриваться уже на первом заседании года, 17 января. Суть закона, по мнению его сторонников, в том, чтобы повысить статус российских политических партий, превратив их в единственных "операторов политического процесса" (термин, введенный депутатом от СПС Борисом Надеждиным). Противники считают, что закон похоронит российскую многопартийность в ее нынешнем виде и приведет к появлению ограниченного числа "ручных" партий, находящихся в полной зависимости от исполнительной власти. Проведенная Путиным в конце декабря "разведка чаем" показала, что среди лидеров думских партий серьезных возражений против закона нет. После принятия "партийного закона" нужно будет вносить многочисленные поправки в избирательное законодательство. Кроме того, на носу выборы в парламент союзного государства (России и Белоруссии), а законодательная база находится в состоянии полуготовности.
Другой вопрос, который может оказаться в повестке дня сессии, вопрос о земле, то есть о частной собственности на землю. Попытка подступиться к делу окольным путем, приняв "замороженную" главу 17 Гражданского кодекса, разрешающую свободный оборот земель, успехом не увенчалась. Правда, для победы не хватило всего 25 голосов. Столько в принципе можно найти, поскребя по овээровским сусекам, как это было сделано при протаскивание закона о третьем сроке для Шаймиева и К*. Перспективы таковы: если для исполнительной власти наличие в стране купли-продажи земли является принципиальным, то соответствующие законы будут приняты Думой; если же власть устраивает ныне существующий "черный" оборот, то все останется в той же позиции.
Налоговые труды Думы еще далеко не завершены. Пора бы продолжить работу над оставшимися главами второй части Налогового кодекса, числом 29. Правда, тут тормозит в основном правительство. Самая интересная глава это налог на прибыль, который будет называться "налог на доходы предприятий". Ходят слухи, что правительство собирается расширить подпадающую под налогообложение базу и чуть ли не ввести налог с валовой выручки но у страха, как говорится, глаза велики.
С Трудовым кодексом, обсуждение которого было назначено на 21 декабря (отменили в последний момент), произошла заминка. В боданиях профсоюзов (думские представители межфракционная депутатская группа "Солидарность") с правительством (Минтруд в лице Александра Починка) наступила патовая ситуация. Ни одна из сторон не согласна уступить ни на иоту. Цель правительства хоть немного либерализовать рынок труда, сделать его более мобильным, а "социальные завоевания" эпохи социализма это дело десятое. Для профсоюзов, действующих под флагом сохранения социальных гарантий трудящихся, важно сохранить свою роль обязательного посредника между работником и работодателем. Обсуждение кодекса назначено на апрель, но совершенно не очевидно, что к этому времени будет достигнут компромисс. Впрочем, между трудовым законодательством и реалиями рынка труда пропасть, и что будет написано в Трудовом кодексе людей особенно не волнует. А то, что людей волнует: военная реформа, например, или как защитить себя в суде (в переводе на язык законопроектов: Уголовно-процессуальный и Гражданско-процессуальный кодексы), вряд ли попадет в думский календарь. Опыт показывает, что все время, которое остается у Думы после работы с бюджетом и неотложными документами (раньше это были в основном "политические" законы и постановления, сейчас по преимуществу президентские инициативы), она посвящает разгребанию старых законодательных завалов отклонению устаревших, полуграмотных или попросту диких (как тот же закон о легализации многоженства) законодательных инициатив.
Поэтому эффективность работы Думы сейчас зависит почти исключительно от политической воли президента. Потребует президент срочно принять закон, вводящий предварительную цензуру, Дума примет (СПС и "Яблоко" будут против). Потребует немедленно одобрить грефовский антибюрократический пакет (уведомительный порядок регистрации предприятий и ограничение прав проверяющих инстанций) Дума одобрит (коммунисты, правда, воздержатся). Захочет назначать губернаторов Дума согласится, захочет избирать министра обороны всенародным голосованием Дума тоже поддержит. Такая нынче жизнь.

ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВСКАЯ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4348, 11 января 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...