МИР ИСКУССТВА

 

"АД" КАК МЕТАФОРА СОВРЕМЕННОСТИ

В Гамбурге готовится театральная постановка по "Божественной комедии"


Гамбургский театр "Талия" в ближайшее время собирается подтвердить свою репутацию одного из самых смелых и новаторских театров Европы. После успеха авангардных постановок Роберта Уилсона "Тайм-рокер" и "ПОэтри" в новом экспериментальном комплексе театра готовится еще одна премьера первого из трех спектаклей по "Божественной комендии" Данте.
Замысел состоит из трех частей: естественно, "Ад", "Чистилище" и "Рай" и рассчитан на три года. Премьера первой части назначена на 20 января, и уже можно сказать, что линия Уилсона будет продолжена и в этой новой работе. Только теперь ведущую роль в режиссерском штабе будут играть не американцы, а представители бывшей Югославии, и уже одно это обстоятельство придает предстоящему культурному событию особую политическую актуальность.
По мнению руководителя всего проекта, словенского режиссера Томаса Пандура, знаменитое произведение Данте чрезвычайно злободневно в наше время, но требует и новой интерпретации, и новых средств выражения. "После 1993 года мы пережили так много, что возвращение к прежнему театру просто невозможно, говорит известный постановщик, не раз получавший премии на различных театральных фестивалях, а в последние годы обратившийся также и к кино. Прежде я считал, что искусство может существовать вне политики и вообще игнорировать реальность. Но распад Югославии и последовавшая за ним война заставили меня изменить мои взгляды. "Ад" Данте это то, что происходит с нами здесь и сейчас".
Спектакль представляется Пандуру путешествием в человеческое подсознание, конечная цель которого понять, что же происходит в современном мире. "Ад" это темные жестокие стороны коллективного человеческого "я", "Чистилище" попытка их осознать и преодолеть, "Рай" надежда на то, что человек на такое преодоление способен.
Покрытая водой сцена окружает полукруг, поднимающийся над ней тремя ступенями, такое решение предлагает художник-постановщик Марина Хелльман. По мнению Пандура, именно оно не только передает театральными средствами Дантовы круги ада, но и как нельзя лучше соответствует главной теме спектакля. Эта тема человеческая душа, живущая в круговом цикле от рождения до смерти.
здалека я смог лучше увидеть проблемы своей страны, говорит режиссер, постоянно живущий сейчас в США. Веками Балканы были мостом между Востоком и Западом. Сейчас на том месте, где был этот мост, зияет огромная черная дыра".
Интерес к предстоящей постановке вызван еще и тем, что музыку к нему написал Горан Брегович, известный югославский рок-музыкант, тоже живущий в эмиграции и прославившийся как композитор фильмов Кустурицы "Время цыган" и "Подполье". Распад Югославии Брегович понимает иначе, чем Пандур. Он говорит, что воспринял этот распад как освобождение и именно благодаря ему осознал себя как югославский композитор. "Теперь я могу не сочинять провинциальную рок-музыку, а идти своим путем".
Брегович прежде всего обращается к музыке народной, музыке свадеб и похорон, которая, впрочем, по мнению композитора, в странах бывшей Югославии всегда была каким-то образом связана с темой войны. "В этой части света война народная традиция", говорит он.
Так же, как "Тайм-рокер" и "ПОэтри", "Ад", "Чистилище" и "Рай" в "Талии" будут произведениями в равной мере драматическими и музыкальными. Актеры будут петь и играть на музыкальных инструментах, а музыканты играть как актеры. Окажется ли работа Пандура и Бреговича столь же успешной, как Уилсона и Лу Рида, сказать пока трудно. Однако интересно другое: репертуарная политика "Талии" последних лет ясно показывает, что в театральном мире обозначилась новая тенденция. Суть ее заключается в том, что восстание театра против литературы заканчивается. Однако их воссоединение происходит не путем возвращения к традиционным формам, а на совершенно ином уровне, на котором музыка окончательно перестает играть вспомогательную роль и становится не только равным партнером, но и связующим звеном между текстом и чисто театральным искусством. Приведет ли эта тенденция к наступлению новой эпохи в истории театра или останется просто смелым экспериментом покажет будущее.

АНДРЕЙ БОГЕН


Гамбург


©   "Русская мысль", Париж,
N 4349, 18 января 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...