МИР ИСКУССТВА

 

Яран Дувальян:

«Для меня самое интересное вписывать "живые" элементы в цифровое окружение»

Беседа с художником кинофильма "Матрица"


атрица", этот мега-хит, кибертриллер, один из четырех своих "Оскаров" получил за спецэффекты и декорации. Пользуясь тем, что Яран Дувальян, парижский художник и бывший москвич, который после работы в составе команды создателей фильма, похоже, окончательно перебрался в Голливуд, приехал на рождественские каникулы в Париж, мы договорились с ним о встрече.

Как вы попали в Париж, а потом в Голливуд?

Начну издалека. Родители отца были землевладельцами и погибли во время геноцида армян, истребленных турками. Сам отец родился в палатке в Сирии, затем рос во Франции. Он работал на радио и стал довольно популярным шансонье, которого до сих пор вспоминают люди его поколения, особенно армяне. В 50-х романтически настроенный отец, поверив в ветер перемен, отправился жить в СССР. Впоследствии он не раз говорил, что это была самая большая глупость, сделанная им в жизни.
Я родился в Москве в 1963 году. Моей семье удалось получить разрешение на выезд и вернуться во Францию, когда мне было пять лет. Так что основное образование я получил в Париже. Эта смесь армянской, русской, французской, а теперь и американской школы сделали из меня космополита.
В 80-х годах я поступил в школу "визуальной комуникации" (фотографии, афиши и т.д.). В этой школе была очень сильно развита техническая часть, чего не было в обычных художественных школах. Я больше тяготел к живописи, чем к технике, но меня всегда интересовала возможность объединить художественное чутье и передовые технологии.
Монстр-машина. Эскиз Я.Дувальяна.
Монстр-машина. Эскиз Я.Дувальяна.
Я начал писать картины. Они понравились известному парижскому галерейщику Жаку Карпантье, и он выставлял мои работы в Нью-Йорке и Швейцарии рядом с такими художниками, как, например, Михаил Шемякин. Вышло два моих каталога, но в начале 90-х в картинном бизнесе во Франции разразился кризис, и передо мной встали две проблемы: экономическая и культурная. Размышляя над своими картинами, я понял, что мой успех это успех в очень узких кругах. Однако моя любовь к передовым технологиям открыла мне новое направление: реклама и клипы. Смесь виртуальной реальности и настоящей живописи.
Это и привело вас к "Матрице"?

Не совсем. До "Матрицы" было еще далеко, но это была очень хорошая школа. Вписывать свою живопись, свою концепцию в виртуальную реальность это было захватывающе. Я работал художественным директором, и постепенно мне все больше и больше поручали не только разработку отдельных частей декораций, но и разработку общей концепции и производство.
атрица" это немного другое. Это очень большая и очень серьезная работа огромного коллектива. Для меня "Матрица" началась с того, что один мой американский приятель как-то сказал мне, что директор спецэффектов обязательно хочет, чтобы художественным директором был французский художник. Приятель предложил мне послать досье в Сидней, где в это время начиналась подготовка к съемкам "Матрицы". Я размышлял, что мне отправить в Сидней. В результате я послал только свою визитную карточку.
И это сработало?

Как видите. Дальше был вызов в Сидней, несколько проб и контракт. Во время работы я старался выдерживать парижский стиль. Например, если помните, в одном из эпизодов фильма показано, что в "реальности" тела людей хранятся машинами в огромном зале, похожем на бачок унитаза, откуда они по мере отработки смываются в канализацию. Так вот, этот зал и всю эту "канализационную систему" я нарисовал на туалетной бумаге и в таком виде представил режиссеру. Он сказал, что это очень "по-французски", правда, попросил в следующий раз рисовать на нормальной бумаге.
Чем вы сейчас занимаетесь?

Уже шесть месяцев я работаю над "Матрицей-2" и "Матрицей-3". Я придумываю декорации, рисую их, передаю режиссеру на утверждение и, если его устраивает, слежу за реализацией. Работа идет в двух областях: реальные декорации и компьютерные, цифровые. Для меня самое интересное вписывать "живые" элементы в цифровое окружение.
Расскажите немного о второй и третьей "Матрицах".

К сожалению, не могу: все это очень конфиденциально. Могу только сказать, что если в "Матрице-1" декорации были пополам: виртуальные и реальные, то в "Матрице-2" декорации в основном реальные, а в "Матрице-3" наоборот, виртуальные. Съемки предполагается закончить к 2002 году.
Чем вы собираетесь заниматься дальше: живописью или кинематографией?

Кинематографией. Хотелось бы попробовать себя в режиссуре. Сегодня я жду удобного момента, чтобы заняться производством собственного фильма. О содержании говорить пока рано, но отдельные идеи уже есть.

Беседовал АНДРЕЙ ГУЛЬЦЕВ



Париж

©   "Русская мысль", Париж,
N 4350, 25 января 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...