ДУХОВНЫЕ ПУТИ

 

Афиша муниципального музея Печчоли (Казанская икона Божией Матери, XIX век, рестравратор Н. Антонышева).

"ОБРАЗЫ СВЯТОЙ РУСИ"

Беседа с Франческо Бигацци, основателем нового итальянского музея


Этой осенью в русской колонии во Флоренции заговорили о Печчоли. "Где это Печчоли? Как проехать?" слышалось при разных встречах.
Ответить было непросто, ибо Печчоли, обладающее собственным муниципалитетом, а теперь собственным русским музеем, по нашим отечественным понятиям, село, пусть и с каменными домами, а не с деревянными избами.
Село разбогатело, отремонтировало свое самое древнее палаццо и поместило туда коллекцию икон. Так в списке постоянных итальянских музеев появился новый, уникальный, с несколько длинным названием: "Segni della Santa Russia", то есть "Образы Святой Руси". Ядро этого единственного в Италии музея русских икон собрание флорентийского журналиста и многолетнего московского корреспондента Франческо Бигацци, пожертвовавшего свою коллекцию в 60 единиц хранения муниципалитету Печчоли.
На самой подробной карте Тосканы, неподалеку от Пизы, действительно фигурировало это самое, прежде безвестное Печчоли. В конце ноября прошлого года флорентийская русская колония переместилась туда на несколько дней, дабы принять участие в празднике открытия и международной конференции, посвященной иконописи. К открытию музея из петербургского Русского музея прибыла и временная выставка икон.
Основатель музея Франческо Бигацци ответил для читателей "РМ" на ряд вопросов.

В какие годы вы жили в России, какой периодический орган представляли, о чем писали?

Я прибыл в СССР в качестве заведующего московским корпунктом АНСА, итальянского агентства новостей, перед самым приходом к власти Горбачева и оставался на этом посту почти десяти лет. Таким образом мне довелось быть весьма привилегированным и информированным наблюдателем начала, апогея и заката "перестройки". С углублением военно-политико-экономического кризиса в России мне стало все тяжелее писать о текущих тамошних делах, и я сосредоточился на интервью с ключевыми фигурами российского общества и на репортажах из таких горячих точек, как Чернобыль и Чечня. Сейчас я пишу преимущественно для еженедельника "Панорама".
Как вы собирали иконы, были ли проблемы с вывозом?

Я родился и вырос в Тоскане и с детства был окружен произведениями Чимабуэ, Джотто и других наших средневековых художников, находившихся под сильным влиянием Византии. Поэтому и русская иконопись произвела на меня сильное впечатление. Что касается вывоза регулярным образом приобретенных икон, то для этого существует определенная процедура министерства культуры. Порой она изнурительна, но необходима, чтобы удостовериться, что речь не идет о похищенном национальном достоянии. Рисковать в собирательстве икон нет смысла.
Как родилась идея музея?

Конечно, мне хотелось показать мои сокровища экспертам, узнать их мнение о моем выборе. Хотелось, чтобы и другие разделили со мною радость от созерцания произведений русского искусства. Об этом узнал видный флорентийский религиевед и мой друг Арнальдо Нести, который и стал соединительным звеном с муниципалитетом Печчоли, а теперь научным директором музея. Мэр города Ренцо Мачеллони проявил удивительную интуицию и отзывчивость и с головой ушел в новый проект. Благодаря его энергии мы получили и музей, и прекрасный каталог на двух языках, и временную выставку из Петербурга.
Какие российские специалисты участвовали в подготовке экспозиции?

В первую очередь Татьяна Вилинбахова, куратор отдела икон Государственного Русского музея и автор большинства статей каталога музея Печчоли. Из того же Русского музея в Печчоли прибыли и основательно тут потрудились два молодых реставратора Наталья Антонышева и Дарья Мальцева. Вилинбахова считает, что важность моей коллекции состоит в том, что она прекрасно представляет иконопись XVIII-XIX веков, которую искусствоведы прежде необоснованно считали неинтересной. Реставратор Антонышева была очень довольна, что раньше эти иконы никем не поновлялись, а значит, хорошо поддавались профессиональной реставрации.
Что значит этот музей для Печчоли?

Любой музей это консолидация культурного потенциала местного населения, возможность новых инициатив, новых занятий. Очень увлекся музеем его главный спонсор, сельскохозяйственный кооператив "Агрипеччоли". Мы думаем на базе музея проводить семинары, встречи, разного рода выставки непременно связанные с русским церковным искусством. Икона неизвестный, но притягательный для итальянцев мир, и это необычайной красоты местечко наверняка станет популярным и известным в Италии.

МИХАИЛ ТАЛАЛАЙ


Печчоли - Флоренция


©   "Русская мысль", Париж,
N 4350, 25 января 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...