СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

ТЕМПЕРАТУРА ГЛАСНОСТИ

ТЕАТР ОДНОГО ЗРИТЕЛЯ


Редакторов ведущих средств массовой информации пригласили на встречу с президентом. Правда, не всех. Киселева, например, не позвали: не хотели его отвлекать от борьбы за сохранение НТВ. Еще не позвали председателя Союза журналистов России Богданова. Президент, конечно, удивился, но ему сообщили, что по щучьему веленью, по его хотенью уже родился новый, понятливый Союз журналистов и радетель и родитель этого Медиасоюза Александр Любимов, вот он, включен как равный среди равных в этот круг избранных.
И вот сидим мы с Путиным... Да нет, меня там тоже не было, но это-то как раз правильно, тут никаких сомнений: собрали тех, кто дело делает, а не разные гадости коллекционирует статистику конфликтов, количество погибших журналистов и т.д. Просто у меня воображение разыгралось.
Так вот, сидим мы с Владимиром Владимировичем, вежливо, заинтересованно смотрим, слушаем. Театр, настоящий театр! Мы ведь с В.В. знаем определение Гротовского: когда человек на сцене это еще не театр; когда другой человек смотрит на него из зрительного зала это тоже еще не театр. А вот когда первый знает, что второй следит за каждым его шагом, тут-то и начинается театр. А то, что мы на них смотрим, это они хорошо чувствуют, напрягаются, слова тщательно выбирают. Труппу-то нам подобрали хорошо проверенную, чтобы примерно знать, чего от кого ждать можно, потому что, с одной стороны, пьеса известная: «Встреча с президентом», а с другой написанного текста нет, возможны импровизации. Правда, в программке, которую нам вручили перед спектаклем, многое уже написано: кто кому принадлежит, какие у кого тираж, антураж и аудитория, за кем какие фрондерские грешки водятся. Да еще и то во внимание взять надо, что играют они не на привычной сцене, в каком-нибудь Доме журналиста, а в кремлевском кабинете: декорации-то давят. Особенно не разгуляются поостерегутся. И все-таки от греха подальше среди персонажей-исполнителей приглашены несколько своих, надежных, наших, чтобы, если кто в импровизации текста слишком далеко зайдет, нам в зрительском своем кресле чувства уюта не терять. Наши они и сами нахалу окорот дадут.
Артисты, надо сказать, из этих редакторов неважные (так мы с Владимиром Владимировичем думаем): каждый норовит стянуть на себя сценическое одеяло что наши, что не наши. Все-таки бедна наша Россия индивидуальностями. У нас как-то лучше получается ходить строем, петь хором. А вот когда у российского человека индивидуальности не хватает он начинает из себя выламываться, выкаблучиваться. Ну вот этот, например, волосатый, патлы торчком, все норовит коллег поправить ах да, вспоминаем мы программку, он же из учителей. Тоже мне опора «Моста»! И тут В.В. делается как-то горько и мерзостно, а на безгубом лице появляется приветливая улыбка... Союз гусинских и ваххабитов вот что такое ваше НТВ. Просили ведь, вежливо, как людей: не надо куклы Путина, а теперь хнычете о свободе слова. Какая свобода слова, если сам президент слова сказать не может, особенно вслух, чтобы поганую вашу т.е. мою? но тогда не поганую... нет, ихнюю меня куклу... В общем: мочить такую свободу!
Спектакль затягивался. Все-таки невысокого они полета, эти лидеры прессы, думаем мы с Путиным, слушая очередную импровизацию. Артист у него текст, подтекст, контекст и еще сверхзадача, а у этих все на лицах написано. Вот про русский язык заговорили ну смешно: президент (сейчас, разбежались!) пойдет вам спасать русский язык. Чего вы всё на президента валите? А подтекст только неграмотный не прочтет: на жену намекают, что пора ей на общественную арену выходить, возглавить что-нибудь... филологическое.
Нет, смешно: прямо сказать боятся, формулы речи подбирают. Этот, из флагманов перестройки, надо ж как завернул: граждане не должны выбирать между двумя страхами перед криминалом и перед государством. А вы не воруйте и можете никого не бояться. И потом, кто сказал, что граждане «не должны»: а на митинги кто бегал тысячами, кто кричал «Ель-цин, Ель-цин»? Докричались? Должны теперь помолчать. Но ведь опять все нитки наружу торчат преодолев раздражение, рассуждаем мы с В.В., это он намекает, что слишком много чекистов в гражданскую власть пошло. А кого назначать? Тебя, козла? Ты даже телеканала приличного сделать не можешь. Понимать же надо... не о себе думать, о стране, о президенте ему-то как с вами со всеми... причем тут страх? Чего нас бояться? Мы изначально государственники, люди верные, чистые, чекистые, свои. А страх... посидел бы ты резидентом, когда вокруг падают обломки Берлинской стены, вот страх...
Тут нам вмешаться пришлось, потому что спектакль как-то заколодило: три или четыре исполнителя подряд импровизировали одно и то же: поддержка реформ, единое информационное... что их, помощники инструктировали что ли? Запрещал же, пусть проявятся сами, лишнего не скажут, зато выявятся, прозрачными станут, тут их и вербовать тепленькими...
Владимир Владимирович нескольким вежливыми репликами вывел спектакль из кризиса, но, честно говоря, все равно было скучно: вот про законы заговорили. Сказано же было ясно: диктатура закона, диктатура забыли, что это? А цензуры вам никто не навязывает. Пишите как надо и никакой цензуры не будет. Но визит налоговой полиции цензурой объявлять это, по-вашему, свобода слова?
Нет, все-таки пьесу «Встреча с президентом» придется переписывать. Четыре часа идет спектакль это ни в какие ворота, так они подумают, что президенту больше делать нечего. А ведь вчера ту же пьесу военачальники играли. За два часа справились. Совсем другое дело. И никаких импровизаций. Тоже скучновато. Зато искренне, без экивоков.
Тут мы с Владимиром Владимировичем расстались. Я пошел к телевизору, где участники передачи «Зеркало» сдержанно разделяли восторг г-на Сванидзе по поводу случившейся исторической и судьбоносной встречи редакторов и президента. «Нашего президента», поясняла вся поза восторженноведущего.
А что делал в это время Путин, я уже не знаю. Вспышка воображения прошла, и только одна короткая мысль Леца остаточным явлением била в висок: «Неграмотные вынуждены диктовать!»

АЛЕКСЕЙ СИМОНОВ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4351, 1 февраля 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...