КНИЖНАЯ ПОЛКА

 

КНИЖКИ С ПРИНЦИПАМИ

(Саша Черный. Библейские сказки. Худ. П.Перевезенцев. М., «Август», 2000.)


Выбирая в подарок детскую книжку, я с любопытством осматривала отделы детской литературы. Выбрать подарок оказалось довольно сложно. В глаза бросалось большое количество энциклопедий, справочников и изданий типа «все о...». В московской «Молодой гвардии» детские энциклопедии не умещались на полках и лежали стопками на ступенях лестницы между первым и вторым этажом. Со сказками дело обстояло уже не так хорошо, а с художественной детской прозой еще слабее: дело практически исчерпывалось «советской детской классикой». Кроме этого, полиграфия явно страдает в области детской книги там, где она имеет принципиальное смысловое значение. Велик оказался процент книг, исполненных по принципу «традиционно, ярко, в глянце». Поэтому замечательно оформленные библейские сказки Саши Черного вызвали приятное удивление и стали поводом к немедленной покупке.
Сказки Черного не пересказы библейских сюжетов, а выдуманные истории, происходящие с библейскими персонажами. К примеру, история «Первого греха» происходит по вине любимого белого кролика Евы, «круглого и пухлого, как муфта». Библейские истории Черного оказываются эмоционально соразмерными житейскому мировосприятию и в то же время соблюдают границы уважения к тексту Библии.
В России отдельным изданием сказки издаются впервые. Издание явно было продумано с душой.
Московское издательство «Август», выпустившее «Библейские сказки», сделало еще три книги в серии «Рассказы русских писателей»: «Максимку» Станюковича, «Белого пуделя» Куприна и рассказы Бориса Житкова. Дизайн серии единообразен, а иллюстраторы разные, и, как считает издатель Лев Зиман, самое важное не только найти достойного художника, но и «вместе с ним прочитать книгу», так чтобы иллюстрации получились неповторимыми, индивидуально скроенными для данной книжки.
У «Августа» четкий набор критериев, определяющих издательскую политику. Хотя издательство существует около двух лет, фактически оно стало правопреемником агентства «Алфавит», которое в 90-е годы выпускало небезызвестный журнал «De Visu».
Чтобы подчеркнуть эту преемственность, говорит Лев Зиман, мы начали деятельность с издания книги Самуила Киссина (Муни) «Легкое бремя», вышедшей под редакцией А.И.Розенштрома, редактора и издателя журнала «De Visu». Эта книга вышла в серии «Библиотека de visu» в 1999 году и вызвала на удивление широкий резонанс. Серия будет продолжаться, но это направление история литературы и библиография не станет для нашего издательства определяющим.
Конечно, хорошо, что в каждом доме есть «Мойдодыр», но Чуковским, Маршаком, Заходером, Барто, Михалковым, Успенским и Остером не исчерпывается литература для детей. Мы начали с издания рассказов русских писателей по очень простой причине: преодолеть последствия культурной катастрофы можно, только восстановив язык. Поэтому мы начали с русской прозы.
Принцип, по которому мы отбираем книги для издания, очень прост: прежде всего это должны быть книги с принципами. Принципиальные книги. Потому что беда нашего времени это беспринципность. Это не высокие слова. Когда дедушка Лодыжкин из рассказа «Белый пудель» говорит: «Не все продается, что покупается», это не высокие слова, это принцип.
Надо сказать, что на общем ценовом фоне «августовские» книжки попадают в категорию подарочных изданий качественных и достаточно дорогих. При этом дешевой детской книги на рынке много. Но цена еще один из принципиальных для издательства моментов: в «Августе» считают, что детская книга дешевой быть не должна по определению, так как дешевизна это отказ от талантливого художника, качественной печати, грамотного дизайнера. Любая детская книга подарочная книга.

ЮЛИЯ ЛУКШИНА


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4352, 8 февраля 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...