ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ

 



Альберто Джакометти. 1954. Фото Д.Коломб.

ГОД ДЖАКОМЕТТИ

В парижском Центре современного искусства им. Жоржа Помпиду


К столетию со дня рождения швейцарского скульптора Альберто Джакометти Центр современного искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже объявил 2001 год годом, посвященным его памяти. 21 февраля в малом зале Центра Помпиду Оливье Мартино прочитает «Ателье Альберто Джакометти» Жана Жене; 30 марта здесь же пройдет конференция о творчестве скульптора, а с 25 января по 9 апреля в выставочных залах Центра можно видеть выставку под названием «От рисунка к работе», на которой представлено более двухсот рисунков скульптора. Это первая во Франции выставка графических работ Джакометти такого масштаба; в ней приняли участие различные музеи современного искусства, а также ряд частных собраний.
Большая часть рисунков Джакометти не самостоятельные произведения, а подготовительные наброски и зарисовки к будущим скульптурам и трехмерным объектам. Сам Джакометти писал, что его замысел никогда не предстает ему «в форме живописного полотна, иногда лишь в виде рисунка», но всегда в объемной, трехмерной форме скульптуры. Рисунок только помогает скульптору увидеть предмет или человеческую фигуру в пространстве. Однако есть у него и ряд карандашных портретов, небольших пейзажей и интерьеров.
Экспозиция построена по хронологическому принципу. Среди ранних рисунков Джакометти много копий работ старых мастеров (например, Дюрера и Микеланджело). В 1922 г. Джакометти переехал в Париж и поступил учиться в мастерскую Бурделя. Он увлекался кубизмом, а многие рисунки этого периода сделаны под влиянием Сезанна (в том числе и копия портрета самого Сезанна). Однако Джакометти никогда не уходит от объемного к плоскостному решению: фигуры и головы на его набросках этого периода напоминают «обрубовки», используемые в художественных школах и институтах в качестве подсобного материала для изучения основных объемов и плоскостей человеческого тела. Джакометти, как и Пикассо и Брак, собирал коллекцию примитивного искусства из Африки, Северной Америки и с Кикладских островов, послужившую основой для многих его работ этого времени.
В конце 1920-х Джакометти входит в круг сюрреалистов. Его занимает проблема статики и движения в изобразительном искусстве, возможность создать «движущиеся» объекты. В декабре 1931 г. в третьем номере журнала «Сюрреализм на службе революции» была опубликована его статья «Подвижные и немые объекты»; в приложении к ней дана серия рисунков, часть которых представлена сейчас в Центре Помпиду. Мыслимое движение объектов, изображенных на рисунках, должно раскрывать их тайный смысл. Рисунки же и трехмерные объекты должны восприниматься зрителем как символы скрытой от него реальности. Вслед за Полем Элюаром и Джорджо Де Кирико Джакометти пишет в своем дневнике в 1929 г., что «жизнь это сфинкс, перед которым мы всегда предстоим, сфинкс, который всегда предстоит перед нами и нас спрашивает».
Наиболее интересные рисунки Джакометти, не зависящие от каких-либо художественных теорий, но составляющие органичную часть его собственного творчества и выполненные в свойственной только ему манере, относятся к послевоенному времени. Наброски голов и фигур сделаны графитным карандашом, плотной штриховкой, следующей основным объемам лиц и тел. Металлический блеск графита и удлиненные формы напоминают скульптуру Джакометти этого периода, к которой, собственно, они и являются подготовительной работой, а белый фон становится пространством, в котором будет находиться трехмерная скульптура. Джакометти, как и в 30-е годы, ищет возможность передать движение, но не через механику, как в трехмерных объектах довоенного периода, а через поиск крайней точки равновесия балансирующей фигуры, возможной для тяжелой бронзовой скульптуры. Внутреннее движение заключено и в напряженности его стоящих фигур как в графических работах, так и в скульптуре этого времени.

Проект скульптуры. 1931.
Это, пожалуй, одна из лучших за последнее время выставок, посвященных творчеству Джакометти, так как здесь можно не только увидеть его работы, но и лучше понять, как от кубизма и сюрреализма он пришел к собственному стилю, в основе которого и средиземноморское примитивное искусство, и скульптура Древнего Египта, и «Купальщицы» Сезанна, и Геракл Бурделя, и пустое, объемное пространство пейзажей Де Кирико.

ЗИНАИДА ЮРОВСКАЯ


Париж


©   "Русская мысль", Париж,
N 4352, 8 февраля 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...