Афиша выставки Кандинского в Риме(«Импровизация No.7», ГТГ).
Похоже, что ни в Мюнхене, ни в Москве Кандинского не любят так сильно, как в Риме и в Италии вообще.
Один из главных выставочных залов Вечного Города, «Витториано», встроенный в гигантский монумент королю-объединителю Виктору-Эммануилу II, весь зимний сезон (с октября по февраль) отдан монографической выставке, посвященной мюнхено-московскому периоду Кандинского, 1896-1921 гг., до окончательной эмиграции в Берлин.
Главным мотором колоссального мероприятия стал миланский Фонд Маццота. Его нынешний президент Габриэле Маццота страстный любитель Кандинского, что он уже доказал на деле (несколько лет тому назад фонд устроил представительную экспозицию в Милане см. «РМ» *4211).
На сей раз в Рим привезено более 70 больших работ мастера не только из освоенных Западом Третьяковской галереи и Русского музея, но и из дальних Астраханской галереи им. Кустодиева, картинной галереи Армении, Тюменской областной картинной галереи, а также из различных частных собраний.
Название выставки «Кандинский между Мюнхеном и Москвой» вполне отразило концепцию устроителей: хронологически и «географически» показать постепенный отход художника от реалистических форм через увлечение импрессионизмом к созданию собственного абстрактного языка. В таком ключе и выставлены его вещи, начиная с таких вполне «предметных», как «Одесский порт» (1898), и кончая нумерованными композициями и импровизациями.
Рядом с картинами поясняющие цитаты из писем и статей художника. В одном зальчике демонстрируется биографический диафильм.
Можно сказать, что в Викторианском комплексе прошлый год получился «русским», ибо начался он другой грандиозной выставкой из России картинами Шагала из Третьяковки. С подзаголовком «Театр грез» она собрала семь его гигантских декораций для Московского еврейского театра и 26 других работ, включая шедевры «Над городом», «Свадьба», «Вид из окна». К ним добавились около двухсот вещей из собрания того же Фонда Маццотта (иллюстрации к Библии и к «Мертвым душам»).
К любопытным сопутствующим событиям следует отнести детские «ателье», учреждаемые в рамках этих выставок и разъясняющие творчество мастеров римским школьникам.
Любовь итальянцев к Кандинскому теперь подтверждена статистикой: в начале 2001 г. выставка в «Витториано» признана самой посещаемой во всей стране: около двух тысяч человек в день. «Кандинский» в Риме намного опередил широко разрекламированных «Этрусков» в Венеции.