СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

САМАЯ ДОЛГАЯ РЕФОРМА

Путин обещает изменить пенсионную систему


Хотя прошедшая 24 января встреча Владимира Путина с группой предпринимателей (см. «РМ» *4351) формально и не завершилась никакими ясными обещаниями, последовавшие за этим шаги исполнительной власти указывают, что возможен новый прорыв в сфере экономических реформ. В конце января президент поддержал представленную ведомством Германа Грефа концепцию дерегулирования экономики, а 6 февраля высказался в поддержку пенсионной реформы.
Специальным указом образован Национальный совет (в состав которого включены лидеры всех парламентских фракций), чтобы выработать предложения по изменению системы пенсионного обеспечения. Кроме того, Путин принял давно ожидавшееся решение о повышении минимального размера пенсий до 600 руб. в месяц.

Стратегия

Российское руководство не впервые подступается к пенсионной реформе. Серия решений на этот счет была принята еще в 1997-1998 годах. Многомесячные задолженности по пенсиям воспринимались тогда как признак неэффективности действующей системы. Вдобавок ученые указывали, что время для реформы сейчас самое благоприятное. Это связано с феноменом «демографического окна» наиболее выигрышного для государства соотношения между работающими и пенсионерами. С годами удельный вес пенсионеров будет возрастать, и осуществлять преобразования станет труднее.
Но дальше слов правительство не пошло. Слишком сильно различались принципы сменявших друг друга команды «молодых реформаторов», левоцентристской коалиции во главе с Примаковым, временного правительства Степашина, «долгового» кабинета Касьянова. В отличие от приватизации или борьбы с инфляцией, пенсионная реформа наряду с земельной и жилищно-коммунальной оказалась на положении пасынка: каждый раз у правительства находились какие-то более важные дела. Тем более что, затевая преобразования, пришлось бы открыто говорить о возможном повышении пенсионного возраста.
Сегодня ситуация вроде бы не подталкивает Путина провозглашать реформу. Правда, «демографическое окно» скоро закроется, нужно стимулировать граждан и предприятия выводить свои зарплаты из «тени», а политические возможности президента для проведения реформы вполне достаточны. Тем не менее, хотя всем понятно, что своевременная выплата пенсий не более чем следствие благоприятной экономической конъюнктуры, признавать случайность нынешних успехов и идти на непопулярные меры мало кому хочется. Сам факт, что Кремль готов это сделать, нельзя не оценить.

Детали

Но, как только дело доходит до деталей, становится ясно, что до реализации реформы еще довольно далеко. На столе у премьера оказались два проекта. Первый предложен президентом Пенсионного фонда Михаилом Зурабовым и рассчитан на 20 лет. Второй, более радикальный, подготовлен Михаилом Дмитриевым заместителем Германа Грефа, уже предлагавшим проект аналогичной реформы правительству Кириенко. Он рассчитан на 10-летний срок. Касьянов всех выслушал и ничего не решил. Президент тоже себе не изменил: сказал, что реформу надо начать, но выбора между двумя проектами не сделал.
Вкратце план реорганизации выглядит следующим образом. В течение некоторого времени (10 или 20 лет) предполагается осуществить переход к накопительной системе. Гарантированный пенсионный минимум будет формироваться из отчислений, которые делают предприятия из фонда оплаты труда. Вторая часть пенсии будет рассчитываться в зависимости от уровня легальной зарплаты конкретного работника (сейчас из зарплаты работника в пенсионный фонд вычитается 1%, но впоследствии эту цифру предполагается увеличить).
Принятие этой схемы не дает ответа на вопрос, каким образом отчисления будут аккумулироваться.
Первый вариант возложить эти функции на Пенсионный фонд, который и будет «преумножать» богатство пенсионеров. Правда, неясно, каким образом он будет эти средства размещать. Напрашивается вариант покупки акций предприятий, но российский рынок нестабилен, а появление на нем такого тяжеловеса, как ПФ, может изменить всю расстановку сил. Просчитывается возможность приобретения ценных бумаг зарубежных компаний, однако здесь есть вероятность, что деньги уйдут из России навсегда.
Другой путь создание конкурентной среды. Индивидуальными накоплениями в этом случае будут заниматься негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Недостатки такой схемы довольно велики: система НПФ была основательно подкошена кризисом 1998 г., а уровень доверия населения к ним невысок. Никто не поручится, что выбранный гражданином НПФ через 20 лет (или, что еще более вероятно, гораздо раньше) не растает вместе с деньгами. С другой стороны, занимающий монопольное положение Пенсионный фонд РФ тоже не идеален. В коммерческих способностях нынешнего главы ПФ Михаила Зурабова мало кто сомневается, но достаточной уверенности в том, что полученные средства пойдут на целевые нужды, у многих наблюдателей нет. Появление конкурентов стало бы серьезным ограничителем для ведомства Зурабова.

Перспективы

Заявив о намерении провести реформу, Путин пока не готов конкретизировать эти планы. К тому же российские власти, похоже, не готовы преодолеть важный психологический барьер: никто не торопится говорить, что пенсионный возраст рано или поздно придется повышать (на этот шаг некоторые страны бывшего СССР уже пошли). Между тем либеральные экономисты из окружения Путина и Герман Греф, и Андрей Илларионов неоднократно говорили о необходимости поднять пенсионный возраст до 60-65 лет.

КОНСТАНТИН СИМОНОВ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4353, 15 февраля 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...