ПУТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

ОТКРЫТИЕ ДИМИТРИЯ ПАНИНА В СЕГОДНЯШНЕЙ РОССИИ

К 90-летию со дня рождения


14 февраля исполнилось 90 лет со дня рождения Димитрия Михайловича Панина. Вскоре в московском издательстве «Радуга» выйдет четырехтомное собрание его сочинений, подготовленное его вдовой Иссой Яковлевной Паниной. Сегодня мы публикуем вступление «От издателя» к собранию сочинений давнего и многолетнего автора «Русской мысли».

Собрание сочинений Димитрия Панина насущная необходимость. Щедро рассыпанные в последний год по разным издательствам его работы опубликованные, как правило, скромными тиражами неизбежно становились библиографической редкостью спустя короткое время после выхода в свет, и вряд ли кто сегодня сможет похвастаться наличием на книжной полке «всего» издававшегося в России Панина. И уж тем более по пальцам можно пересчитать тех, кто не только прочитал, но и осмыслил всего Панина, кто сумел оценить невероятный масштаб его личности, удивительную разносторонность духовных исканий, точность и бескомпромиссность мысли. Инженер, физик, философ, религиозный мыслитель и социальный реформатор, заключенный ГУЛАГа и эмигрант, постоянно возвращавшийся мыслями к России и строивший в 70-е годы, когда существующий порядок вещей казался незыблемым, вполне конкретные планы посткоммунистических преобразований в стране, Дмитрий Панин еще ждет серьезной и беспристрастной оценки его места в интеллектуальной истории России, ждет серьезного и глубокого исследования оставленного им наследия. Мы же, наследники, пока еще перед Димитрием Паниным в долгу.
Издание собрания сочинений важнейший шаг на пути погашения долгов, на пути обретения Димитрия Панина в России. В четырех томах собраны важнейшие его произведения, так что заинтересованный читатель получает, наконец, возможность проследить все направления панинской мысли, оценить масштаб панинской личности, согласиться или не согласиться с оценками, которые давали Димитрию Панину его современники. Большинство статей, в разные годы сопровождавших публикации панинских произведений, сохранены в данном издании, и не случайно. Открытие Панина в сегодняшней России это особая история, и она еще ждет своего исследователя. Вот почему незыблемые каноны академичности, долженствующие в той или иной мере присутствовать в любом собрании сочинений, в данном случае сознательно размываются, монографически-отстраненный тон научной статьи уступает место живой публицистике. Структурно-хронологический принцип также выдерживается не всегда. Строго выдержанная в построении хронология написания и появления на свет панинских книг помогла бы читателю оценить разнообразие научных интересов Димитрия Панина, его способность одновременно вести поиск в нескольких научных направлениях, никак, на первый взгляд, между собой не связанных, но потребовала бы от читателя такой способности переключения из одной области интеллектуального знания в другую, таких скачков от квантовой механики к проблемам социальных преобразований в прощающейся с коммунизмом России, какие, наверное, и в самом деле удавались в полной мере. лишь такому незаурядному мыслителю как Димитрий Панин. И все-таки, при всем разнообразии духовных исканий, при всей немыслимой широте мысли, мировоззрение Димитрия Панина отличала удивительная, строгая цельность, делающая его одним из интереснейших русских мыслителей в новейшей истории России. Читателю, внимательно проштудировавшему все четыре тома собрания сочиненй, не составит труда обозначить центр приложения панинских духовных усилий, к какой бы области знаний ни относился тот или иной труд. Это Бог, доказательства бытия Которого Панин находит повсюду: и в современной физике, и в современной философии, и даже в новейшей истории коммунистической и безбожной России. Панина с полным основанием можно было бы назвать религиозным мыслителем, если бы до сих пор религиозная мысль не воспринималась нами без должного уважения, как нечто статичное, окостенелое, ограниченное каноническими рамками той или иной конкретной религии. Поэтому справедливо было бы обозначить Панина мыслителем универсальным, и именно этот универсализм в важнейших его направлениях и призвано продемонстрировать нынешнее собрание сочинений.
Предпринимаемое издание не только возвращение долга памяти мыслителю, относительно исканий которого отечество долгое время находилось в неведении. Это еще и своего рода интеллектуальная подсказка современникам. Мысли Д.М.Панина о налаживании жизни в новой России, освободившейся от коммунистического тоталитаризма, сегодня как никогда актуальны. С сожалением приходится констатировать, что «революция в умах», к которой призывал Д.М.Панин, все еще остается одной из важнейших проблем посткоммунистического общества, а само это общество по-прежнему разделено на «созидателей» и «разрушителей», и животворящая христианская идея не стала пока сутью и основой бытия для большинства исповедующих православие граждан. Читатель не найдет в томах Панина готовых схем и рецептов, которые можно было бы с точностью подогнать под современное состояние российского общества. Однако он получит мощнейший импульс для собственных размышлений, обретет необходимые опорные точки, опираясь на которые возможно придать современному развитию нашей страны динамичный и конструктивный характер.

Москва

©   "Русская мысль", Париж,
N 4353, 15 февраля 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...