МИР ИСКУССТВА

 

СЕРЕБРЯНЫЕ РОЗЫ ВАЛЕРИЮ ГЕРГИЕВУ

Парижские концерты оркестра Мариинского театра


После триумфа русской музыки в Нанте (см. «РМ» No.4352) прозвучала она и в Париже. В театре «Шатле» дал два концерта оркестр санкт-петербургского Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. В программу, записанную Французским радио, входили «Жар-птица» и «Весна священная» Стравинского, «Поэма экстаза» и «Прометей» Скрябина, Второй и Третий фортепьянные концерты Прокофьева.
В трех последних сочинениях солировал Александр Торадзе, известный грузинский пианист, который с 1983 г. живет в США. Они уже записаны на компакт-диски («Филипс») в том же исполнении. В.Гергиев неоднократно приглашал пианиста на свои фестивали в Петербурге («Белые ночи») и Миккели (Финляндия), и выступления А.Торадзе проходили в полном взаимопонимании с дирижером и редкой гармонии с оркестром. Особенно тщательно, хотя и академично, он исполнил наиболее сложный Третий концерт Прокофьева. Второй концерт он играл с большей свободой и вдохновением. На высоких темпах, патетически прозвучал «Прометей» («Поэма огня»), где оркестр и пианист достойно выразили жизненную силу, масштабность и богатство музыкальной палитры Скрябина.
«Жар-птица», еще одна легенда, связанная с огнем, предстала образно и живописно: медные извергали жар и удаль. Однако жестковатым струнным все-таки не удалось в полной мере передать мерцающую прозрачность и сказочность партитуры. Более эффектно прозвучала «Весна священная». Благодаря теплоте и лиричности струнных оркестр живописал картины девственной природы и сделал зримой дикую оргию древнерусского языческого обряда. Валерий Гергиев дирижировал без палочки, концентрируя внимание музыкантов на тончайшей жестикуляции.
«Поэма экстаза», уникальное импрессионистическое полотно Скрябина, предстала в плотных, почти осязаемых красках. Пронзительные струнные в гармонии с густыми медными передавали лирику, страсть и мощь сочинения. Однако этот шедевр мог бы предстать ярче, если бы оркестр играл не так быстро и громко. Четырьмя днями ранее «Поэму экстаза» исполнил в Нанте Национальный оркестр Франции под управлением Е.Светланова. В его неторопливой и проникновенной интерпретации был потрясающий финал: дирижеру удалось осадить оркестр почти до пианиссимо, а затем в крешендо вознести до оглушительного форте-фортиссимо.
Но оркестр Мариинского театра взял реванш при исполнении на бис увертюры к опере Глинки «Руслан и Людмила». Музыканты исполнили ее без участия дирижера и буквально на одном дыхании, так стремительно и победоносно, что восхитился бы и сам Глинка. Оркестр подтвердил свою высокую репутацию. А улыбающийся Гергиев после каждого концерта получал в подарок серебряные розы

Виктор ИГНАТОВ


Париж


©   "Русская мысль", Париж,
N 4353, 15 февраля 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...