МИР ИСКУССТВА

 

ПРОЩАЛЬНЫЕ ФАВОРИТЫ МОРИЦА ДЕ ХАДЕЛЬНА

51-й Берлинский кинофестиваль


Этот фестиваль, проходящий с 7 по 18 февраля, последний для его директора Морица де Хадельна. Гражданин Швейцарии, урожденный англичанин, внук немецкого искусствоведа Детлефа Фрайхера фон Хадельна, космополит де Хадельн был удостоен в прошлом году высшей государственной награды Германии, Федерального Креста, «за заслуги в возведении Берлинале в ранг одного из ведущих кинофестивалей мира». В специальном разделе «Фавориты Морица» 22 отобранных им фильма из 700 конкурсных лент двух последних десятилетий.
Франция и Великобритания отправили на конкурс в Берлин по три фильма. США участвуют с картинами Спайка Ли, Гуса Ван Сента и Шина Пена. Из Италии и Японии отобрано по две картины. В конкурсе участвуют такие страны, как Аргентина, Алжир и Корея. Германия представлена двумя крайностями: суперпродукцией Жан-Жака Анно о Сталинградской битве, снятой на 70% на немецкие деньги, и низкобюджетным фильмом «Мой сладкий дом» Филипоса Цитоса. Жюри впервые за историю Берлинале возглавляет кинопродюсер незримый герой «Титаника» Уильям Маккеник. Вне конкурса будут показаны новые фильма Ридли Скотта и Эмира Кустурицы.
Отсутствие России в конкурсной программе с лихвой компенсирует раздел «Форум молодого кино», за 30 лет существования превратившийся для растущей армии его поклонников в собственно Берлинале. Действительно, если большинство из разрекламированных конкурсных лент еще долго будут муссироваться на широком экране, то иная золотая находка «Форума» зачастую обречена лишь на показ в немногочисленных программных кинотеатрах крупных городов.
Здесь состоялся режиссерский дебют актрисы и сценаристки Ренаты Литвиновой «Нет смерти для меня». Это удивительный монолог звезд советского кино Татьяны Самойловой, Нонны Мордюковой, Лидии Смирновой, Татьяны Окуневской и Веры Васильевой. С обезоруживающей откровенностью бывшие звезды говорят о мире кино, полном блеска, красоты и величия, но вместе с тем и зависти, безумия и одиночества. Про звезд мы любим лишь мифы и отказываемся верить, что за красивыми фразами, ретушированными портретами скрываются порой человеческие трагедии простых смертных. Литвинова не развенчивает мифов. Благородно состариться дар избранных.
Фильм «Текст или апология комментария» Екатерины Харламовой, выдвинутый на премию им. Вольфганга Штаудте, тоже дебют. Это интеллектуальная картинка-загадка, навеянная мотивами Набокова. Главный герой фильма решает вдруг стать «комментатором времени» и отныне подчиняет не только свою жизнь, но и окружающую его реальность только ему ведомым правилам Большой игры. Каждый человек игрок, всякий думающий носит маску как средство защиты или отпечаток культуры, из которой он родом.
«Любовь и другие кошмары» Андрея Некрасова фильм о посткоммунистической, пост-постмодернистской России 2000 года. Герой фильма одержим проектом цифровой обработки и продажи собственных снов. Нежданное большое чувство к бывшей тертой зэчке повергает их обоих в опасный омут мафиозных разборок. Современная Россия в фильме это страна новых капиталистов, отлаженного механизма заказных убийств, насквозь пропитанная тюремным жаргоном.

Кадр из кинофильма Юрия Хачеватского «Боги с серпом и молотом»
Документальный фильм Александра Рехвиашвили «Русская Палестина» трагическая история еврейской культуры в Советском Союзе. Новый документальный фильм Юрия Хачеватского «Боги с серпом и молотом» (его «Обыкновенный президент» о Лукашенко стал бомбой на Форуме в 1997 году) очередная едкая сатира, на этот раз на чудовищное переплетение идеологии и религии в СССР. Кира Муратова представляет в разделе «Панорама» фильм «Второстепенные люди» пародию на фильмы ужасов, с элементами детектива и театра-водевиль.
Директор Форума Ульрих Грегор оптимистичен: «Уверен, что российский кинематограф не только находится на стадии выздоровления, но и вернется в скором будущем к своей былой мощи».

ИРИНА КОРНЕЕВА


Берлин


©   "Русская мысль", Париж,
N 4353, 15 февраля 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...