МИР ИСКУССТВА

 



Георгий Пинхасов с сыном Даниэлем.

ПРОФЕССИЯ ФОТОРЕПОРТЕР

Выставка произведений Георгия Пинхасова


Фотограф Георгий Пинхасов живет в Париже с 1985 года.
Когда он приехал сюда и сказал окружающим, что собирается профессионально заниматься здесь фотографией, ему (я сам слышал) говорили: да ты что, да здесь столько фотографов, да здесь своя мафия, никуда не пробиться. Сколько хороших фотографов не могут ничего добиться. Все схвачено.
И вообще ехать в Париж со своим фотоаппаратом все равно что в Тулу со своим самоваром. Здесь только ленивый не числит себя выдающимся фотографом.
Пинхасов слушал все это, соглашался и действовал. Никогда я не слышал от него жалобы на других. Этот человек, если что-то не получается, обвинит скорее себя.
Почти сразу его фотографии появились во французских органах печати, а вскоре стал членом «Магнума» знаменитого фотоагентства, которое основали Анри Картье-Брессон и Роберт Капа.
Там он сейчас и работает, разъезжая по миру по заданиям разных редакций и издательств. Его фотографии появлялись в самых известных журналах и газетах («Таймс», «Гео», «Нью-Йорк таймс мэгэзин», «Штерн», «Пари-матч», «Фигаро», «Огонек» всех не перечислить).
Но парень этот не такой простой, каким сперва может показаться. Он считает себя (и в самом деле является) учеником Андрея Тарковского (он был на съемках «Сталкера» фотографом, фиксирующим процесс съемки фильма, и видел, как работает режиссер). Лучшие фотопортреты Тарковского работы Пинхасова.
Как и лучшие фотопортреты Надежды Мандельштам поздних лет тоже его работы.
Время от времени он выставляется на групповых выставках (которых было, наверно, уже с десяток), а персональная была одна в 1979 г. в Центральном доме литератора в Москве. Их, конечно, могло быть сколько угодно, но фотограф не хочет отвлекаться на подобную роскошь.
Книга фотографий тоже пока только одна: в 1999 г. вышла «токийская сюита» Пинхасова (называется «Sightwalk»; можно перевести как «Мимоходом»).
19 января в галерее, носящей название «213» (что по адресу: Париж, бульвар Распай, дом 213), открылась его персональная выставка.
На вернисаже яблоку негде было упасть. Не то что как следует рассмотреть фотографии, но и просто разминуться с другими посетителями было проблемой.
На выставке экспонируется 30 фотографий двух размеров маленького и большого: 13х18 см (18 фото) и метр пятьдесят на метр (12 фото). Все они цветные.

Путч 1991 года. Возле Белого дома.
Идея выставки родилась из одной выборки фотографий (сплотки как сказал бы Солженицын), сделанной автором. Он распечатал их на обычной писчей бумаге при помощи принтера, положил в конверт и показывал друзьям и знакомым (он вообще считает такой способ знакомства со своим творчеством более естественным, натуральным, чем выставка: можно сразу видеть реакцию зрителя).
Самым главным качеством фотографа Пинхасов считает способность моментально реагировать. Когда-то «Либерасьон» напечатала его фото: разборка на улице Горького еще в застойные времена (один гражданин пыряет другого ножом). Как удалось фотографу оказаться там в этот момент и заснять сцену, которая многим кажется инсценировкой? Автор говорит, что оказался он там случайно; почувствовав что-то, нажал на кнопку и прошел дальше, не оборачиваясь. И только потом на фотографии увидел нож, входящий в человека. Снимал он в застойные годы «от живота», не поднимая камеру к глазам и при этом еще отводя взгляд в сторону чтобы не привлекать к себе внимания.
К репортажу, кстати, его подтолкнул известный итальянский писатель, сценарист Тонино Гуэрра. Увидев его пейзажи и натюрморты, писатель сказал фотографу: «Красиво. Но такое можно сделать везде: и в Италии, и в Канаде, а вот эта советская реальность... Снимай, пока не исчезла. Посмотри, как провожают на вокзалах. Прощаются со слезами, как на всю жизнь. Италия маленькая страна, нет таких расстояний, и таких расставаний не увидишь».
Но творчество Пинхасова не исчерпывается репортажем как таковым.
Даже в репортажных заданиях он умудряется найти какую-то заковыку, что-то на первый взгляд постороннее тому сюжету, который ему заказали снимать. Но благодаря этому сюжет еще лучше оттеняется.
Его «токийская сюита», изданная в виде альбома известным английским издательством «Файдон», представляет своеобразную энциклопедию творчества Пинхасова, его принципов и подходов. Мы видим, что его привлекает в жизни: зеленое свечение, красное свечение, ячеистые тени, падающие на фигуру, четкие, упругие дейнековско-валлотоновские плоскостя, импрессионистическая зарисовка, лирика, климтовская пестрядевость, иной раз (очень редко) даже зрительная тошниловка в стиле 70-х годов. Плюс пресловутый, многих привлекающий и интригующий пинхасовский псевдоколлажизм. Иные называют это ребусностью: когда в силу системы отражений нельзя понять, где отражение, а где что. Но трюков в этих фото нет.
Это же относится и к фотографиям, выставленным ныне в галерее «213».
«Реальность разная, и образы получаются разные», говорит фотограф, полагая, что его столь разные фотографии объединяются его способом смотреть, неким общим духом.
Выставка закроется 5 марта.

АНАТОЛИЙ КОПЕЙКИН


Париж


©   "Русская мысль", Париж,
N 4353, 15 февраля 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...