НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ СТАЛ ПОВОДОМ ДЛЯ ФУНДАМЕНТАЛИСТСКОГО БУНТА
Уже много лет фундаменталистские группы в разных христианских странах активно выступают против систем компьютерного учета и Россия не стала исключением
1999 год для некоторой части православных прошел под знаком борьбы с обыкновенным штрих-кодом, знакомым всем, кто ходит в магазин, и с новинкой российских налоговиков индивидуальным номером налогоплательщика (ИНН), т.е. просто кодом для пометки всех относящихся к человеку записей в налоговых базах данных. Особой активностью отличался тогда настоятель московского Сретенского монастыря игумен (ныне архимандрит) Тихон (Шевкунов).
6 марта 2000 г. Священный Синод был вынужден даже принять специальное заявление. С одной стороны, в нем до государства доносилось мнение части верующих, что в штрих-коде, мол, содержится число «666», а использование ИНН и/или штрих-кода в документах, касающихся граждан, есть знак пришествия Антихриста. С другой Синод увещевал эту часть своей паствы, что включение в компьютерную систему учета не вредит душе христианина.
Тогда казалось, что тема в сущности исчерпана и постепенно сойдет на нет. Увы, в последние месяцы прошлого года эта иллюзия рассеялась.
Кампания по борьбе с ИНН возобновилась
Сейчас она, пожалуй, ведется даже более агрессивно, чем год назад. Дело уже не ограничивается статьями в православных «национал-патриотических» газетах и малолюдными митингами. Есть, конечно, и статьи, и открытые обращения с тысячами подписей, и митинги. Но создаются и целые организации по противостоянию ИНН, местные и федеральная движение «За право жить без ИНН». 23 января состоялись слушания на эту тему в Государственной Думе. Церковные иерархи в разных концах страны вынуждены увещевать клириков и паству, а также вести какие-то переговоры с чиновниками налогового ведомства. На 19 февраля назначено специальное заседание Богословской комиссии с привлечением ряда богословов, настоятелей и духовников монастырей, возможно, также и светских экспертов.
Борьбу с ИНН ведут довольно разные люди. Для одних это чистая политика, пусть и с мистическим уклоном. Здесь в первую очередь надо назвать газеты «Завтра» и «Русский вестник». Отметились и баркашовцы, распространявшие листовку «ИНН печать Антихриста». В кампании участвует даже заместитель председателя думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев. Но среди борцов с ИНН есть немало и совершенно не политизированных людей, в первую очередь монахов. Наиболее авторитетный среди них старец Рафаил (Берестов), живущий на Афоне. Постоянно ссылаются также на духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова), публично осудившего принятие ИНН (правда, когда дошло до вопроса, надо ли безоговорочно отказываться от злосчастного номера, авторитетный старец ничего определенного не сказал).
Если суммировать мнения противников всеобщего введения ИНН, то получится довольно однородная картина. Во-первых, в штрих-коде, используемом и в налоговых документах, «заложено» число «666» (что является злостной, хотя, вероятно, и не сознательной спекуляцией: три разделительные линии, содержащиеся в любом штрих-коде, похожи на код цифры «6», но явно отличаются от него: они видимо длиннее, и у них нет большого пробела справа, положенного коду шестерки). Во-вторых, присвоение человеку номера подменяет его православное имя. В-третьих, единый компьютерный учет ведет к тотальному контролю над людьми; введение ИНН лишь очередной шаг на пути к такому контролю. В-четвертых, компьютерные системы унифицированы по мировым стандартам, что допускает (вариант: предполагает) включение учета российских граждан в мировую систему учета, подконтрольную мировым мистическим силам зла Западу, «новому мировому порядку» «мировому кагалу» или прямо Антихристу. В-пятых, формирование единой базы данных на налогоплательщиков делает их уязвимыми не только для государства, но и для бандитов: все такие базы очень быстро попадают на черный рынок (этот аргумент в последнее время встречается редко, но он-то единственный реален).
Надо признать, что рассуждения про три шестерки в штрих-коде в последнее время отошли на задний план и остались преимущественно в репертуаре политиков, стремящихся присоседиться к расширяющемуся внутрицерковному движению. А сами православные фундаменталистские идеологи предпочитают говорить в первую очередь о том, что ИНН шаг в сторону глобализации, которая суть «антихристианская идеология», как сказано в заявлении прошедших в Думе слушаний с выразительным названием «Глобализация: личные коды как проблема мировоззренческого выбора современного человека». Глобализация ведет прямиком в царство Антихриста, миссия же России и Русской Православной Церкви отстоять национальную и религиозную «идентичность» перед лицом столь грозной тенденции. Посему не так важно, является ли ИНН буквально «печатью Антихриста» и есть ли шестерки в «штрих-коде», а важно не отступать ни на шаг в глобальном противостоянии.
Отношение к ИНН как критерий радикальности
С тем, что российский народ и его Церковь должны противостоять либеральной глобализации, согласны, кстати, и Патриарх Алексий II, и митрополит Кирилл (они не раз об этом сами писали), не говоря уж о более консервативной части православного клира. Но умеренные противники глобализации полагают, что ИНН не тот рубеж, на котором надо стоять насмерть. Торговаться с государством можно и нужно, но доводить отношения с ним до острого конфликта и подвергать себя риску гонения ради ИНН не стоит. Так, собственно, и поступает Патриарх, все чаще встречающийся с министром по налогам и сборам и торгующийся с ним о тех или иных символических изменениях в системе налогового учета.
Да и не имеет ИНН отношения к главному для христианина делу к спасению души. Как написал в конце января знаменитый старец архим. Иоанн (Крестьянкин) в своем специальном обращении: «У Господа нет понятия о человеке как о номере, номер нужен только современной вычислительной технике, для Господа же нет ничего дороже живой человеческой души... А что сказать о контроле и тотальной слежке, которыми так пугают простодушных людей? Когда и в каком государстве не было тайной канцелярии? Все было... и все есть... и будет... но ничто не мешает спасаться верующему человеку». В том же обращении о.Иоанн выступает против раскольничества борцов с ИНН, уже призывающих в ожидании Антихриста «уходить в леса» (и это не преувеличение) и избегать приходов, принявших ИНН.
С о.Иоанном солидарны и многие политизированные православные фундаменталисты, в том числе архимандрит Тихон (Шевкунов), когда-то инициатор всей возни вокруг штрих-кодов, непримиримый оппозиционер Константин Душенов, главный редактор газеты «Русь Православная», Сергей Григорьев, главный редактор интернет-журнала «Русская линия», и другие. Но они добавляют еще и тот аргумент, что отказ от повиновения государству прямо непатриотичен, он косвенно признаёт режим Путина богоборческим. А это идет вразрез с их надеждами на Путина как «своего» президента.
Таким образом, «джихад ИНН» (по выражению Сергея Григорьева) поддерживают только второстепенные фундаменталисты, вроде Константина Гордеева, выпускающего малоизвестную газету «Святая Русь» (бывший «Сербский крест»), или примазавшиеся политики. Нет, похоже, и широкой поддержки старцев: ссылки на их благословение под анонимными воззваниями и обращениями нередко сами старцы дезавуируют. Зато есть широкая база в виде православных мирян, клириков и особенно монахов, за последние несколько лет хорошо усвоивших лозунг «Православие или смерть!»: русское православие должно насмерть биться с богоборческой глобализацией. Поэтому петиции против ИНН могут подписывать настоятели монастырей, а епископы, пытаясь умиротворить паству, зачастую не забывают добавлять, что «внедрение всех этих новшеств осуществляется в рамках построения нового мирового порядка» (цитата из митр. Гедеона), чем скорее подстрекают, чем умиротворяют.
Борцы с ИНН чувствуют, что их позиция морально более убедительна, чем дипломатичные рассуждения тех, кто признаёт ИНН злом, но призывает с ним мириться. Как сказал на думских слушаниях известный московский священник о.Олег Стеняев, «в Библии... рассказывается, что если девицу насиловали в городе, но она не кричала, то она должна быть наказана вместе с тем человеком, который ее насиловал... Мы должны понять, что если возникла такая ситуация, что нам хотят присваивать цифровые имена, и мы будем молча соглашаться с этим фактом в нашей теперешней жизни, то это будет означать, что мы будем участвовать в акте духовного блуда».
Можно, наверное, сказать, что сейчас в Церкви происходит конфликт между двумя типами противников западных, либеральных ценностей: теми, кто склонен идти на компромиссы ради сохранения Церкви и ее союза с государством и кто готов этими соображениями пренебречь. Ситуация эта чревата потерей авторитета священноначалия (а он и так невысок среди фундаменталистски ориентированных православных). Поэтому и призывают на заседание Богословской комиссии лаврских (а может, и не только) старцев: нужно попробовать подкрепить свою позицию их авторитетом.
Что же происходит?
Патриархии нужно срочно подавить «джихад ИНН». Не потому что он грозит расколом, хотя и есть уже дикие случаи отказа в причастии по причине того, что причастник или, наоборот, священник принял ИНН, это еще очень далеко от раскола, да и цели такой у борцов с ИНН нет. Самое большее, уйдут несколько приходов и отдельных групп монашествующих, как то уже не раз бывало начиная с конца 80-х. Просто наличие столь активной и относительно широкой оппозиции при полном отсутствии внутрицерковного противовеса заставит Патриархию еще дальше эволюционировать в сторону антилиберального, фундаменталистского понимания православия. Это не только должно быть неприятно лично Патриарху и митр. Кириллу, но и приведет к осложнениям в их и без того непростых отношениях с Кремлем.
Остается еще сакраментальный вопрос «кому выгодно?». Но четкого ответа на него пока нет. Версия о серьезной заинтересованности Церкви или отдельных ее предприятий в уклонении от налогов не выглядит серьезной: да, кому-то, скорее всего мелким предпринимателям, принятие ИНН невыгодно, и они могут финансировать кампанию против него, но даже для среднего бизнеса введение ИНН почти безразлично. Можно было бы еще предположить, что Патриархия хотела использовать «джихад ИНН» в своих сложных играх с президентской администрацией, но, если такие планы и были, результат оказался явно Патриархии невыгоден.
Остается признать, что мы имеем дело с чисто идеологическим фундаменталистским движением довольно радикального толка более радикального, чем архим. Тихон (Шевкунов) и его единомышленники, развивающимся, как это всегда бывает, усилиями маргинальных активистов при широком сочувствии части православных и при поддержке, чаще всего скрытой, части церковного «истеблишмента» архиереев и настоятелей монастырей. ИНН отнюдь не последний повод для развития такого движения.