СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

ТЕМПЕРАТУРА ГЛАСНОСТИ

ПреСМИкающиеся


Кажется, все-таки русская народная забава лечение насморка с помощью гильотины найдет свое применение и на информационном поле.
У правительства «Доктрина информационной безопасности». В Думе закон об ограничении рекламы на телевидении. В ЦИКе (нет, нет, это пока не то, что вы подумали, это Центризбирком) изменения в закон о выборах и опять же в закон о СМИ.
Не может власть справляться с потоком грязи из гайморовой полости государственного черепа через ослабевшие клапаны средств массовой информации. Тем более что слив информационных шлаков усиливается в период выборов, когда сама власть выступает и объектом, и субъектом этого слива. Но только как в старом анекдоте про мужа и жену: «Когда я тебе изменяю это мы их... А вот когда ты мне, это они нас... И это совсем другое дело».
Проблема в том, что законы принимают те, кто на этот раз выиграл. Поэтому желание, чтоб их больше не обливали помоями, по-человечески понятно. Вопрос только в том, что желание это носит индивидуальный характер, а способы его осуществления относятся к категории общественного блага. Мало кто из избираемых знает, что это такое, а те, кто этим интересуется, как правило, имеют взаимоисключающие о нем представления. Единственное, с чем все они готовы дружно согласиться: что со СМИ надо что-то делать, причем желательно радикальное.
При всей естественной нелюбви сторожевой собаки к цепи, на которую ее норовят посадить, должен признать, что и я нахожусь в глубоком и тягостном недоумении от всего, что сегодня происходит в так называемом информационном пространстве.
Вот несколько примеров образцового безумия, когда пресса прессой прессу убивает.
Жила-была газета «Волгоградская правда», и все кто привычно, а кто любовно именовали ее «Волгоградкой». Незадолго до избирательной гонки губернаторов в городе вышла и стала распространяться «Волгоградка», шрифтом, дизайном и всеми прочими первичными признаками воспроизводившая укорененный в читательском восприятии оригинал.
Понятно, что и для чего писалось и печаталось в такой лжегазете, понятна и растерянность читательской аудитории.
Зараза лжегазет распространилась по стране, окончательно подрывая доверие читателя к печатному слову. Но этой заразой дело не обошлось. Настоящим бичом стали бесплатные газеты (не рекламные, где бесплатность одно из разумных условий самого бизнеса, а общественно-политические, точнее избирательные). В том же Волгограде в разгар выборов в каждый почтовый ящик попадало до семи бесплатных газет в неделю.
Поразительно, что ни один избирком, насколько я осведомлен, не попытался расследовать этот вид политической агитации, в который вложены средства, намного превышающие официальный выборный фонд любого кандидата любого уровня.
Эти бесплатные газеты, зачастую с липовыми выходными данными или зарегистрированные на подставных лиц, были заметной новинкой в избирательных кампаниях ушедшего года. Причем некоторые продержались на рынке достаточно долго, чтобы окончательно отбить у части публики, при всей консервативности всегда готовой что-нибудь получить «на халяву», желание платить за газеты.
И если все эти шутки «черного пиара» выдумывают политтехнологи, то вытворяют их журналисты, добивая прессу прессой, уничтожая остатки рынка и во имя сезонных доходов подгрызая корни и без того не сильно плодоносящего информационного дерева.
Несколько судебных процессов обкраденные газеты ведут однако, по российскому разгильдяйству не позаботившись своевременно зарегистрировать традиционные названия своих газет в качестве товарного знака или объекта интеллектуальной собственности, они имеют весьма смутные перспективы выиграть свои более чем справедливые иски.
Невольно вспоминается случай, когда в 1992 г. первая лицензионная комиссия пыталась заставить два ведущих телеканала обратиться в комиссию за получением лицензии. Обнаружилось, что первый, останкинский канал не может даже обратиться в комиссию, потому что вообще не зарегистрирован в качестве средства массовой информации. Им это даже в голову не приходило.
В аналогичной ситуации в ожидании жареного петуха, пока он, наконец, клюнет в наше родное российское темечко, пребывала и наша «основополагающая» пресса, которая с гордостью празднует ныне свои восьмидесяти и девяностолетия, считая, что почтенный возраст предохраняет от необходимости защищать свое право на имя.
Весь этот несусветный «вихрь от мысли до курка, и постройку, и пожаров дым», перефразируя Маяковского, прибирает власть к рукам, норовя тем или иным способом, под видом наведения законодательного порядка, поприжать эту прессу, неспособную вести себя прилично и разобраться в собственных проблемах.
Между тем и у исполнительной власти, и у избирательных комиссий есть достаточное количество уже действующих законов, которые, если бы кто-нибудь действительно взялся их исполнять, дают возможность навести вполне приемлемый порядок. Только не видно, чтобы к тому была приложена воля. А значит, беспорядок кого-то устраивает уж никак не меньше, чем джентльменов удачи от журналистики или политических технологий. И громогласные призывы порядок навести имеют целью скорее повысить управляемость прессы, вводя новые механизмы ее контроля, чем оздоровить взбесившийся рынок печатной продукции. Неслучайно в поправке к закону о СМИ, где ставится барьер для газет-двойников, предложено было усилить роль министерства печати по контролю и т.д. И вообще, как говаривал Лец: «Вегетарианцев среди людоедов искать бесполезно».

АЛЕКСЕЙ СИМОНОВ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4354, 22 февраля 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...