КНИЖНАЯ ПОЛКА

 

ВОСКРЕСШИЕ ЦЕРКВИ

Mosca: le chiese riemerse. The risen churches of Moscow.
Missaglia, «Bellavite», 2000. 192 p.


Неслучайно эта книга появилась именно в Италии вероятно, из европейских народов итальянцы наиболее чувствительны к церковному зодчеству, в котором ярко народный гений выразился. Кроме того, католики, как и православные, сохранили трепетное отношение к храму Божию (пусть в их современном церковном зодчестве и встречаются формы, коробящие взор восточных христиан), в то время как у протестантов церковь, согласно их воззрениям, низведена до положения дома молитвенных собраний.
В Италии пристально следили за восстановлением московского храма Христа Спасителя, ибо тут чувствительны к подобным символам. Результатом подобного интереса представляется прекрасный альбом, изданный на юге Италии, в местечке Миссалья, и посвященный восстановлению разрушенных московских храмов.
Книга «Москва: воссозданные церкви» не может не поразить размахом восстановительных работ. Главным ее героем стал, конечно, храм Христа Спасителя, вокруг воссоздания которого кипело столько споров. Его грандиозный корпус, изменивший силуэт столицы, попал и на обложку книги. Иллюстрации показывают драматический цикл судьбы храма: строительство, взрыв, модель Дворца советов, бассейн, реконструкция.
Одна из глав посвящена Казанскому собору на Красной площади, о котором спорили меньше. Важнейшим аргументом к его восстановлению стало существование точных обмеров, выполненных реставратором-подвижником П.Барановским на рубеже 1920-1930-х, за несколько лет до сноса храма. Сейчас этот уголок Красной площади гостям Москвы кажется чудом: рядом с Казанским собором из небытия возникла и нарядная Иверская часовня.
Вновь отстроенных храмов на целый альбом не хватило бы, и авторы (в первую очередь влюбленный в Москву исследователь Джанни Гвадалупи) отвели особый раздел церквям, прежде поруганным и оскверненным, однако сохранившим свои стены и теперь вновь открытым для верующих. Всего описано несколько десятков таких храмов, исторические справки к ним составила Т.Воробьева.
Отдельная часть публикации посвящена кремлевским соборам и храму Василия Блаженного, в которых теперь иногда тоже совершаются богослужения. Таким образом, итальянскую книгу можно использовать и как путеводитель по Москве церковной, тем более что в ней присутствует и городская карта с отмеченными «объектами».
Предисловие к альбому написал Серджо Романо, некогда посол Италии в СССР. Он поделился и собственными воспоминаниями о православной Москве. Его, например, поразило, что некоторые москвичи брали воду из бассейна, устроенного на месте храма Христа Спасителя, считая ее освященной. Еще тогда посол подумал, что народ, так хранящий память о святом месте, когда-нибудь восстановит храм.
Присутствовал Романо и при последних эпизодах «вавилонского пленения» Русской Православной Церкви. Ему глубоко запомнился вид больного, немощного Патриарха Пимена, прибывшего в Кремль поздравить генсека Горбачева и других советских аппаратчиков с 70-летием Октябрьской революции.
Вместе с тем Серджо Романо предостерегает нынешних российских иерархов от нового соблазна византийской «симфонии», слияния власти и Церкви в одно государственное целое.
Все тексты переведены на английский таким образом, с вновь обретенным благолепием могут ознакомиться, например, и англоязычные протестанты разных конфессий: некоторым из них сейчас присуща ностальгия по храмам Божиим.

МИХАИЛ ТАЛАЛАЙ

Флоренция

©   "Русская мысль", Париж,
N 4354, 22 февраля 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...