МИР ИСКУССТВА

 



Генри Мур. Из серии «Обнаженные в непринужденных позах»
. 1930.

ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ

Выставка в московском Музее частных коллекций


До 9 марта в московском Музее частных коллекций гостит выставка «Черты отличия. Рисунки и акварели британских художников из коллекции Британского Совета», уже посетившая США, Малайзию, Испанию, Канаду и Санкт-Петербург
В ХХ веке Британия дала миру двух крупных художников скульптора Генри Мура и живописца Фрэнсиса Бэкона. Но про них вы на выставке почти ничего не узнаете (представлены всего три маленьких рисунка Мура из серии «Обнаженные в непринужденных позах», и нет ни одного произведения Бэкона). Зато можно узнать многое о целом ряде художников национального масштаба, а также проследить общие тенденции развития британского искусства в минувшем веке: обнаружить его сходство с другими национальными школами и отличие от них.
С одной стороны, художественная жизнь Британии протекала вполне в контексте общеевропейских стилистических исканий, хотя и менее интенсивно. После двух крупных выставок постимпрессионистов, организованных в 1910 и 1912 гг. известным художественным критиком Роджером Фраем, которому, кстати, британские художники были целиком обязаны своей осведомленностью о современном искусстве за пределами острова, последователи постимпрессионизма появились и здесь. Появились и свои кубисты (самый известный из них, Уиндхем Льюис, даже учился в Париже у Пикассо), и свои вортицисты. Был в Британии даже один футурист, С.Р.У.Невинсон, причем настолько последовательный, что с восторгом встретил Первую Мировую войну.
«Эта война, писал он осенью 1914 г., станет сильным стимулом для утверждения футуризма, поскольку мы верим, что нет красоты вне борьбы и не может быть шедевра без агрессии». Однако непосредственное участие в военных действиях его отрезвило на выставке представлен его «Бут де Валенкур» (1916), пустынный пейзаж с холмом, увенчанным крестом, и обожженными деревьями. Война отрезвила и все следующее поколение, заставив его ужаснуться холоду абстракций и отречься от них в пользу приятных сцен клубного отдыха: на выставке «Солдаты на благодарственном молебне» Стэнли Спенсера (1919), «Народный танец» Уильяма Робертса (1936) и «Оркестр» Эдварда Бурра (1934).
Не успели англичане оправиться от потрясений Первой Мировой войны и вновь решиться на эксперименты в области абстрактного искусства (2 июля 1933 г. было учреждено «Первое подразделение», «Unit One», объединение 11 художников, провозгласившее своей целью борьбу с «утратой структурной цели» в английском искусстве и все более и более склонявшееся к конструктивизму; идеолог «Unit One» Пол Нэш служил во время войны в подразделении «Художники-стрелки», после чего долго лечился от нервного срыва в Кенте), как разразилась Вторая Мировая. И британские художники вернулись к тому, в чем чувствовали себя защищенными, к романтизму и традиционному английскому пейзажу. Самый активный из неоромантиков, Джон Пайпер, ездил по следам бомбежек и писал еще дымящиеся руины: на выставке его «Церковь Христа в Ньюгейте» (1941) и «Вид на Ландсонский замок от руин Ландсонской часовни. Бат» (1942).
После войны, когда центр художественной жизни переместился из Европы в Америку, Великобритания, как и другие европейские страны начала импортировать оттуда последовательно: поп-арт «Вышедшее из строя убежище No.4» Колина Селфа (1965); концептуализм «Собака и девочка» Полы Риго (1986) и т.д. Вот, собственно и все черты сходства.
Если приступать к разговору о чертах отличия, то проще будет сказать, что все перечисленные выше художественные течения были строжайшим образом отобраны, очищены, укрощены и привиты к крепкой и добротной школе английского рисунка, отчего даже самые экстремальные из них приобрели сдержанный и элегантный вид, что, учитывая ширину Ла-Манша, длительность традиции и национальный характер, неудивительно.
Но вот что действительно удивительно: английская акварель это плотная кроющая краска, не имеющая ничего общего с нашей, легкой и прозрачной.

НАТАЛИЯ ОЛЕЩУК


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4354, 22 февраля 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...