Испанский город Линарес уже много лет организует знаменитый шахматный турнир. Но в этом году он, кажется, уступит по силе состава участников недавно закончившемуся турниру в Вейк-ан-Зее. На приглашение организаторов турнира не откликнулись два новых чемпиона мира Владимир Крамник и Вишвантан Ананд. Говорят, что причина их отказа была вполне уважительной: приглашенный играть в этом турнире Анатолий Карпов получит больший гонорар за участие, чем молодые чемпионы. Вот такой чисто денежный подход к шахматам у этих замечательных гроссмейстеров! Хотя их можно понять и, может быть, не стоит осуждать.
Впервые за долгое время в турнире встретятся многолетние соперники Каспаров и Карпов. Правда, сейчас они выступают, если можно так сказать, в разных весовых категориях. Каспаров, несмотря на потерю чемпионского титула, не утратил своей силы, что показал недавний турнир в Голландии. Победы же Карпова теперь редки, и говорят, что сила его пошла на убыль, в чем я, по правде сказать, сомневаюсь. Но подождем немного турнир стартует 23 февраля.
Кроме двух экс-чемпионов, в Линаресе играют Юдит Полгар, Алексей Широв, Петер Леко и Александр Грищук. Нельзя, однако, сказать, что этот турнир слабее турнира в Вейк-ан-Зее. В Линаресе не будет аутсайдеров, состав очень ровный. А в Голландии отдельные участники были явно слабее лидеров. В турнире будут сыграны десять туров участники встретятся друг с другом в двух партиях. Интересно познакомиться с нынешними рейтингами гроссмейстеров: Каспаров 2849, Леко 2745, Широв 2718, Карпов 2679, Полгар 2676, Грищук 2663.
Интересны статистические предсказания на этот турнир. Бесспорный фаворит Каспаров. Его шансы на победу оцениваются в 50%. На второе место статистика, которая, как утверждали классики, знает все, ставит Леко (11%). Далее следуют Широв (10%) и Грищук (8%). А последнее место предрекается Карпову. Позволим себе усомниться, что предсказание в отношении Карпова сбудется. А вот то, что победит Каспаров, кажется несомненным.
Как известно, в декабре прошлого года на конгрессе ФИДЕ в Лондоне было принято решение отныне проводить все соревнования в рамках ФИДЕ с новым контролем времени на обдумывание ходов. Каждому шахматисту будет даваться 70 минут на первые 40 ходов, а на все последующие до конца партии он будет иметь 15 минут с накоплением 30 секунд за каждый сделанный ход. Такая, с позволения сказать, реформа противоречит самой сути шахматной игры, не говоря о том, что она идет вразрез сложившемуся в течение шахматной истории традиционному контролю времени на обдумывание партии. Но президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов редко наталкивается на сопротивление. И об этом нам уже доводилось писать, как и о том, что ведущие шахматисты, попав в полную экономическую зависимость от президента, предпочитают не возражать ему и беспрекословно принимают его условия и решения, несовместимые с шахматами как творчеством, искусством и даже просто спортом.
Читатели нашей газеты уже познакомились с некоторыми публикациями в отношении реформ ФИДЕ. «Оглушительное молчание» шахматного мира в ответ на нешахматные ходы Илюмжинова побудило меня написать письмо на адрес лондонского сайта «Неделя в шахматах». Это письмо было опубликовано, но не буду его цитировать (во многом оно повторяло мою статью «Защитить шахматы!», опубликованную в «РМ» No.4342). Не знаю, подействовала ли эта публикация на любителей шахмат и профессиональных шахматистов, но в начале апреля этот английский сайт напечатал письмо протеста против решения Илюмжинова изменить контроль времени и предложил всем, кто хочет поддержать этот протест, присылать свои подписи и электронные адреса. Могу с удовлетворением отметить, что уже поступило более полутора тысячи подписей из многих стран мира. Против решения президента выступают и те, чьи имена неизвестны в мире шахмат, и те, кто носит гроссмейстерское звание. Назову имена таких гроссмейстеров, как Алексей Суэтин и Эдуард Гуфельд. Против новшества ФИДЕ выступили и бывшие советские гроссмейстеры Григорий Кайданов и Борис Гулько, ныне живущие в США. Примечательно, что под письмом протеста подписался Александр Халифман, выигравший первенство мира ФИДЕ в Лас-Вегасе в 1999 г.
Будем надеяться, что эта акция заставит ФИДЕ пересмотреть свое решение. Правда, Илюмжинов в одном из интервью заметил, что протестовать надо было раньше. В этом-то он, пожалуй, прав. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Появление книг о замечательных шахматистах всегда подарок для любителей шахмат. Но, думаю, книга, о которой пойдет речь, особая. В ней рассказывается о жизни и творчестве Рашида Нежметдинова, мастера редчайшего по яркости таланта, о котором мало было известно и при его жизни, и теперь, когда все уже давно поросло травой забвенья. Ему была посвящена одна из статей в «РМ», но статья это все же только статья, а вот книга помогает подробно рассказать и о шахматисте, и о человеке. Человеке, который не вписывался в привычные рамки, и шахматисте, приносившем любые жертвы, только бы создать красивую партию.
Жаль лишь, что книга вышла не на родине Нежметдинова но, с другой стороны, приятно, что о нем узнают англоязычные читатели. Ведь на Западе имя блестящего шахматиста почти неизвестно. Эта книга вышла в американском издательстве «Thinker». Ее написал Алекс Пишкин автор, мало известный в шахматном мире, но прекрасно изучивший биографию своего героя. А это, наверное, и есть самое главное: если любишь того, о ком пишешь, то книга получается, и ее оценивают читатели.
Известно, что тяжелую руку Нежметдинова испытали на себе великие шахматисты. Приведу то, что они говорили о нем (и эти высказывания приводятся в книге).
М.Ботвинник: «Никто не видит таких комбинаций, как Нежметдинов».
Л.Полугаевский: «Нежметдинов был величайшим мастером атаки».
А М.Таль, когда его спросили, какой день был счастливейшим в его жизни, вместо того, чтобы сказать: «Когда я стал чемпионом мира», ответил: «Когда я проиграл Нежметдинову!» Объяснение этому парадоксальному ответу простое: Таль, как и Нежметдинов, преклонялся перед красотой в шахматах и, проиграв ему партию, в которой оба играли красиво, радовался тому, что совместно они создали шедевр.
Предложим вниманию наших читателей три партии Р.Нежметдинова.