СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

КОМПРОМИСС АППАРАТНЫХ ЗУБРОВ И «МОЛОДЫХ ВОЛКОВ»

Вольский адаптируется к «олигархам»


27 февраля участники заседания правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) обсудили серию важных решений, касающихся функционирования РСПП. Одобренные поправки к уставу союза меняют порядок выборов его председателя. Раньше его утверждали прямо на съезде, а теперь будут выбирать избираемые съездом члены правления (160 человек) но лишь из числа кандидатов, представленных 27 членами бюро правления.
Коренная реорганизация предстоит аппарату союза. Ранее он состоял из семи отделов, во многом дублировавших структуру управления советской экономикой. На их место придут профильные департаменты, курирующие сферы, а не отрасли (взаимодействие с государственными органами, корпоративные отношения, естественные монополии и т.п.). Специальная комиссия займется формированием штата новых подразделений на конкурсной основе. Принято решение о выходе РСПП из числа учредителей многочисленных предприятий, организаций и бирж союз должен быть «равноудален» от интересов конкретных структур, дабы отстаивать интересы бизнес-сообщества в целом.
Особый интерес к этому заседанию подогревался слухами о разногласиях в рядах союза. Внутри РСПП переплетаются самые разные интересы, что, естественно, порождает межгрупповую борьбу. Бессменный председатель союза Аркадий Вольский стремится использовать потенциал РСПП для демонстрации собственного политического веса, чтобы вести от имени бизнеса диалог с чиновниками. Исполнительная власть также заинтересована в создании структуры, куда будут входить ведущие предприниматели (насколько известно, процесс собирания бизнесменов вокруг РСПП проходил при активном участии президентской администрации).
Что касается представителей российской деловой элиты, то они оказываются в двойственном положении. С одной стороны, они согласны демонстрировать лояльность Кремлю, а с другой считают необходимым, чтобы по ключевым вопросам руководство союза отстаивало самостоятельную позицию. Для них Вольский политик, получивший аппаратную закалку в 70-80-е годы и поэтому особенно склонный к компромиссам, в которых могут утонуть конкретные инициативы бизнесменов. На первом этапе «притирки» «старого» РСПП и пришедших сюда осенью «олигархов» сильнее оказался Вольский. Он пресек попытку «молодых волков» продвинуть на пост президента главу Импэксбанка Олега Киселева и сумел извлечь выгоды из январской встречи предпринимателей и Путина после состоявшейся беседы президент стал более активно поддерживать правительственные шаги по дебюрократизации экономики.
Однако накануне 27 февраля в прессе появились сведения, что «олигархи» якобы готовят переворот, нацеленный на смещение Вольского. Эти слухи прямо не подтвердились, но одобренные правлением РСПП поправки к уставу союза ставят его президента в куда большую зависимость от бюро союза, которое укомплектовано в основном экс-«олигархами». Согласившись с этими изменениями, Вольский в ответ услышал то, что хотел: члены правления признали, что в 2000 г. он избран президентом на четыре года, и вопроса о досрочном прекращении его полномочий никто не ставит. Правда, ослабить его позиции все-таки может реформа аппарата союза.
Постепенная сдача Вольским позиций молодому поколению деловой элиты ставит в двусмысленное положение основной костяк РСПП выходцев из советской хозяйственной элиты, которых тоже немало в нынешнем директорском корпусе. Часть из них, конечно, останется в союзе Вольского в расчете на то, что РСПП как «фаворит» власти сможет в случае чего оказать им поддержку. Менее сговорчивых «красных» директоров мечтает перетянуть под свое «крыло» КПРФ. Не случайно Геннадий Зюганов раскритиковал РСПП, заявив, что союз превращается в «вотчину олигархов», а Николай Рыжков выразил недовольство «уступками новым капиталистам», на которые пошел Вольский.
По-прежнему, однако, неясно, как именно обновленный РСПП намерен отстаивать интересы делового сообщества. То ли он по-прежнему будет следовать тактике теневого лоббирования отдельных вопросов в коридорах власти, то ли пойдет иным путем методом подготовки концептуальных предложений в экономической сфере, которые открыто будут предлагаться правительству и парламенту. Для ограничения разгула коррупции, от чего страдают прежде всего сами предприниматели, конечно, следовало бы пресечь практику «ликвидации искусственных административных барьеров» иначе говоря, подкупа госчиновников. Лоббирование своих интересов ради дележа «бюджетного пирога» опять же невыгодно РСПП, ибо «пирога» все равно на всех не хватит, а переругаться из-за лакомого куска можно в два счета.
Издержки здесь неизбежны: коррупция, может быть, не в таких масштабах, но существует и на Западе. Для России сегодня главное чтобы союз промышленников в целом ориентировался на новый для себя, более цивилизованный метод решения своих задач путем формулирования программных инициатив и законопроектов и при этом смог бы сохранить свое единство. Пока, к сожалению, у членов РСПП нет общего видения оптимальной экономической политики.

КОНСТАНТИН СИМОНОВ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4356, 8 марта 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...