Литургическую музыку старообрядцев исполняет вокальный квартет прихожан московских старообрядческих храмов
Древлеправославная (старообрядческая) Церковь сохранила в живой традиции литургическую музыку русской Церкви, какой она была до середины XVII века, т.е. до никоновской реформы. По своему типу эта музыка может напомнить о средневековом григорианском пении в Европе. Это строгое одноголосное пение было принесено из Византии вместе с другими элементами обряда после крещения Руси. Как и в Византии, оно основано на системе осмогласия (восьми гласов, или ладов, чередующихся в течение года) и записывается в книгах с помощью специальной нотации (невм, по-русски крюков, или знамен, откуда и название главного типа пения знаменный распев). За века своего существования в России, развиваясь параллельно с народной песней, церковная музыка, византийская в своей основе, наполнилась русскими интонациями и стала выразительнейшим национальным музыкальным языком.
Крюковая нотация. XVI век.
В концертах старообрядческого вокального квартета мы имели очень редкую возможность услышать в подлинном звучании тот слой русской музыки, который практически неизвестен рядовым слушателям и даже специалистам. Речь идет не только о том, что старообрядцы в течение трех с лишним столетий гонений за веру привыкли жить закрыто от внешнего мира. Знаменный распев, как и певцы, его носители, продолжал жить своей скрытной жизнью в глубине русской музыкальной традиции. В практике реформированной православной Церкви одноголосное пение в конце XVII века уступило место гармонизациям, но знаменный распев продолжал питать их, будучи «спрятанным» внутри многоголосных партитур, обычно в партии тенора. Влияние знаменного распева на классическую русскую музыку огромно и далеко еще не полностью исследовано. Достаточно вспомнить «Всенощное бдение» Рахманинова или «Литургию» Чайковского, вдохновенная музыка которых одухотворена красотой древних церковных распевов.
Певцы, приехавшие с концертами в Париж по приглашению Радио Франции и выступившие в феврале с двумя концертами, не профессиональные музыканты. Это лишь небольшая часть церковного клироса Покровского старообрядческого собора, что на Рогожском кладбище. Именно здесь они проходили обучение церковной музыке устным путем, от мастера к ученику, именно так, как она передавалась веками из поколения в поколение. Их голоса, манера пения и литургического чтения особого, нараспев, оттачивались десятилетиями. Люди разных профессий и занятий в повседневной жизни (И.М. Любимов преподаватель географии в институте, В.В.Витушкин машинист, Л.М.Устинов инженер, отец Петр священник старообрядческой церкви Николы на Студенцах), они объединены любовью к старинному пению и желанием (редким в среде старообрядцев) поделиться им со слушателями. В их концертах прозвучали песнопения главных (двунадесятых) праздников года и большой фрагмент литургии, с чтением и пением, как он поется во время богослужения в храме.