СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ

Голосование по вотуму недоверия правительству превратилось в бенефис Зюганова и посмешище над Грызловым


14 марта в зале заседаний Государственной Думы случился аншлаг. Депутатов понабежало страсть. Приехавший в Охотный ряд с утра президент Ирана Хатами выступал перед полным залом, не зная, как ему повезло: обычно иностранцев (если, конечно, речь не идет о Билле Клинтоне) сползаются послушать полторы калеки. Причиной ажиотажа был, конечно, не Хатами, а недоверие правительству. Заранее было известно, что вотума не будет, и личное присутствие в зале не представляло никакой опасности для нравственности депутатов. Все фракции и группы уже сделали свой выбор и для всех, за исключением «медведей», он был легким и приятным. Думские звезды с нетерпением ждали возможности высказаться по жгучему вопросу, а массовке было интересно посмотреть на представление.

Бенефис

Главная цель мероприятия была достигнута: заседание показали по телевизору. Надо признать, что лидер коммунистов Геннадий Зюганов произнес блестящую речь, продемонстрировав себя и в качестве шоумена, и в качестве дипломата. С самого начала он ошарашил аудиторию сообщением, что коммунисты «руководствовались отнюдь не узкими политическими интересами». Вотум, как заявил Зюганов, «это последняя возможность привлечь внимание общественности» не к коммунистам, как вы неправильно подумали, а к «бездарному ельцинскому курсу, который реализуется правительством Касьянова». Он обвинил Касьянова в замораживании страны, сожжении Останкинской башни, потоплении «Курска» и станции «Мир». Нет никаких сомнений, что если бы трагическая история с угоном самолета случилась чуть раньше, Зюганов и ею бы не побрезговал.
Грефу досталось отдельно. По экспертному мнению Зюганова, его экономика «хуже гайдаровской шокотерапии». В целом же выступление лидера «народно-патриотического» блока было бальзамом на раны рядовых коммунистов, которые как раз и смотрят телевизор по утрам, когда большинство российских граждан работает, а дети еще не пришли из школы.
Несколько странен был финальный пассаж Геннадия Андреевича. «С таким правительством, сказал вдруг он, Россия не сможет вписаться в эпоху глобализации». Казалось бы, ему-то что за дело?
Остальные участники сборного концерта тоже старались. Жириновский ругал Думу и рассказывал, что в 2005 г. США прекратят существование. Вячеслав Володин от фракции ОВР объяснял телезрителям, что все это понарошку, на самом деле «ничего не происходит». Борис Немцов (СПС) сорвал аплодисменты предложением призвать правительство к ответу осенью, и тогда уж всерьез. Он пообещал, что когда вопрос о недоверии будут ставить правые фракции, то президент «не поедет кататься на лыжах», а все министры будут сидеть в правительственной ложе и дрожать. «Яблочник» Сергей Иваненко объяснил поведение исполнительной власти в категориях психоанализа, а лидер группы «Народный депутат» Геннадий Райков защитил правительство от обвинений в геноциде. Он сказал: «Тут говорят, что помирают группы людей. Но ведь из здесь сидящих никто не помирает». И это святая правда.
Итог голосования: 125 человек за, 76 против, 244 не голосовали. Большинство депутатов воздержались от участия в голосовании, то есть не поддержали ни вотум, ни правительство. Это относится к членам «Единства», «Яблока», ЛДПР, большинству депутатов из ОВР и «Регионов России» и половине группы «Народный депутат». Зюганов, таким образом, был в чем-то прав, когда утверждал, что инициатива коммунистов увенчалась успехом.

Косолапые

В опереточной истории с недоверием есть, кроме правительства, политическая слабость которого теперь очевидна всем, еще один пострадавший. Это фракция «Единство». Неопытные «медведи», набранные в список избирательного блока буквально «с бору по сосенке», оказались легкой добычей манипуляторов. Оставшиеся неизвестными «инженеры медвежьих душ» заставили подопытных исполнять сложные трюки, предполагающие разворот на 180 градусов на тонком льду. Неудивительно, что «медведи» не справились и превратились в посмешище. В буквальном смысле слова: реплики Бориса Грызлова во время обсуждения вопроса о недоверии палата встречала дружным смехом.
Впрочем, Грызлов сам виноват. Никто его за язык не тянул, он сам сказал, что «данный вопрос является политическим фарсом». С учетом всем известных пируэтов «Единства» это вызвало здоровый хохот в зале. А когда Грызлов заявил, что «идея КПРФ по вотуму недоверия ничем не обусловлена, ничем не подкреплена», то смех перешел в натуральную икоту. Всего неделю назад именно из уст «медведей» слышались рассуждения о чрезвычайной полезности вотума как средства устроить досрочные выборы.
Бурную радость собравшихся вызвало и другое смелое заявление Грызлова: «Позиция нашей фракции известна». Кому? «Суркову (представителю президента в Думе)», добавили из зала. Наконец, совершенный фурор произвел перечень успехов правительства Касьянова в исполнении Грызлова. В число достижений кабинета он ничтоже сумняшеся включил бездефицитный бюджет. Депутаты, не успевшие забыть, с каким трудом удалось на днях заткнуть дырку в этом самом хваленом бюджете, сползли под кресла.
Очевидная косолапость «медведей» привела к тому, что зашевелились другие кандидаты на место «партии правой руки» при Путине: СПС и «Народный депутат». Лидер правых Борис Немцов ругал кабинет за отсутствие реформ, неоднократно ссылаясь на собственный опыт работы в правительстве в таких примерно выражениях: «Мне бы такие условия для проведения реформ да я бы горы свернул!» Членов группы «Народный депутат» история с вотумом привела к выводу о том, что нужно форсировать создание собственной партии (подтекст: «медведи» не справляются).

ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВСКАЯ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4358, 22 марта 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...