СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

ДУМА БЕЗ ГРЫЗЛОВА

«Медведи» ищут нового лидера


Все уже настолько привыкли к осторожности Путина в кадровых вопросах, что случившиеся 28 марта перестановки в силовых ведомствах вызвали ажиотаж и получили имя «силовой революции». Думу «революция» тоже затронула.

Перемена мест

Если уход Игоря Сергеева с поста министра обороны и «рокировочка» Сергей ИвановВладимир Рушайло имеют простое и понятное объяснение, то назначение лидера фракции «Единство» Бориса Грызлова вызвало временное замешательство даже среди пикейных жилетов. Сергееву давно было пора на пенсию: не в оскорбительном смысле, а в самом прямом: у него возраст вышел. Верного Иванова бросили на военную реформу, сняв с иностранных дел, которыми он занимался на посту секретаря Совбеза; «чужого» Рушайло отправили в почетную отставку, но почему вместо него руководить милицией не поставили, скажем, Степашина? Или, если выбирать из депутатов Думы, можно было взять Александра Гурова, в профессионализме которого вряд ли кто посмеет усомниться. Но Грызлов? «Радиотехник» Грызлов, как презрительно выразился Борис Немцов? Пусть он не просто радиотехник, как Николай Харитонов не просто аграрий, но даже если Грызлов действительно был кадровым сотрудником КГБ у себя в «ящике» достаточно ли этого, чтобы эффективно руководить такой махиной, как МВД, да еще с учетом временами обостряющейся чеченской кампании?
Путин и сам почувствовал, что по поводу Грызлова требуются объяснения. В своем выступлении в связи с перестановками в правительстве он сказал: «Как мы понимаем, это политическое назначение». Конечно, за пределами России политические министры (в противовес «министрам-специалистам») никого не удивляют. Разумеется, в самом факте, что ключевое министерство возглавляет не профессионал, а политический выдвиженец, ничего страшного нет. Более того, появление в России политического кабинета, целиком рекрутированного из членов пропрезидентских фракций Думы, можно было бы только приветствовать. Формирование кабинета парламентского большинства дало бы стране ответственный парламент и ответственное правительство, а также привело бы к конституированию парламентской оппозиции, что крайне необходимо в нынешней ситуации. Но одинокий политический министр в правительстве технократов это, с какой стороны ни посмотри, странный расклад.
Понятно, почему сразу поползли слухи о том, что назначение Грызлова в МВД, как и назначение Наздратенко «в Главрыбу», это всего лишь растянутая во времени отставка. Лидера фракции снять президентским указом нельзя, а министра, особенно несправившегося, очень даже можно. Впрочем, так говорят многочисленные завистники. Не секрет, что народные избранники считают переход в исполнительную власть повышением.

Безрыбье

В рядах фракции «Единство» уход Грызлова оставил зияющую брешь. С публичными политиками у думских медведей дело обстоит плохо. Оно и понятно, если вспомнить, в какой спешке формировался список «медведей». Грызлов тоже, конечно, за думский год не успел стать публичным политиком, но его хоть в лицо успели узнать.
Когда в исполнительную власть «забрали» лидера фракции СПС Сергея Кириенко, особого ажиотажа вокруг вакансии не наблюдалось. Было понятно, что круг наследников ограничен, а Борис Немцов явный фаворит. У «медведей» же не понятно ничего.
Лидер партии «Единство» Сергей Шойгу таинственно сказал, что на заседании будут обсуждаться три кандидата, причем один из них женщина. Озадаченные журналисты бросились перечитывать список фракции, ломая голову над составом «тройки». «Женщиной» была единодушно признана Любовь Слиска самый известный думский «медведь», точнее, «медведица». После того как г-жа Слиска публично отказалась от претензий на лидерство во фракции (ее можно понять: пост первого вице-спикера гораздо влиятельнее), вспомнили руководительницу молодежного «Единства», бывшую телеведущую Александру Буратаеву. Сама Буратаева радостно сообщила, что от грызловского места не отказалась бы, да пока не предлагали. Из мужчин в СМИ называли главного медведя Москвы Франца Клинцевича (председатель Союза ветеранов Афганистана), председателя комитета по безопасности Александра Гурова (человек No.3 в избирательном списке блока «Единство)», председателя комитета по регламенту Николая Локтионова, председателя комитета по энергетике Владимира Катренко. Клинцевич, предпочитающий дающую больше свободы роль «теневого лидера», вроде бы намерен всячески увиливать от предложенной чести. Локтионов одной ногой уже в Счетной палате. Гуров, говорят, не котируется в Кремле. Ближе к заседанию фракции появились уж совсем фантастические кандидаты. Виктор Черномырдин, например. Или юный (1972 г.р.) Владимир Семенов розовоперстый отрок с гиацинтовыми локонами, чьи кружевные манжеты пребудут в анналах Думы рядом с бобровой шубой депутата Брынцалова и противогазом депутата Марычева. Наконец, случилась утечка о неминуемом объединении «Единства» с депутатской группой «Народный депутат» (лидер «нардепов» Геннадий Райков очень на это обиделся).
«Медвежий вопрос» должен был решиться на общем собрании фракции 3 апреля. В самый последний момент заседание перенесли на 4-е под предлогом того, что 3-го медведи вместе с коллегами будут слушать послание президента (можно подумать, что президент будет радовать депутатов своим посланием весь рабочий день!). Объявление о переносе собрания сопровождалось волной слухов о том, что ранее рассматривавшиеся кандидаты не удостоились высочайшего одобрения и поиски нового Грызлова пришлось начать с нуля.
Честно говоря, возбуждение думской общественности трудно объяснить рационально. Фракция «Единство» отличается, за редчайшим исключением, настолько высоким уровнем дисциплины и сплоченности, что справиться с ролью ее лидера смог бы и самый простой медведь в шерсти и без галстука.

ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВСКАЯ


Москва



©   "Русская мысль", Париж,
N 4360, 5 апреля 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...