Военно-промышленный комплекс как локомотив российской экономики
Спустя десять лет после начала реформ перед Россией по-прежнему стоит задача преобразований. За семь лет после принятия конституции не приняты такие основополагающие документы, как Земельный и Трудовой кодексы, в реформах нуждаются армия, налоговая и судебная системы. Нуждается в преобразованиях и военно-промышленный комплекс.
Стране уже не под силу содержать огромное военное производство, которое поедает значительные ресурсы и тем самым порой не столько укрепляет, сколько ослабляет государство.
Начиная с 1992 г. объемы производства в ВПК упали в три раза. На предприятиях отрасли стареет оборудование, а новые разработки основываются на технологических заделах еще советских времен. Для новых научно-исследовательских и опытно-контрукторских работ просто не хватает средств.
Многие российские политики рассматривают ВПК не только как основу обороноспособности, но и как потенциальный источник конкурентоспособной продукции на мировом рынке. Подобно автомобильной промышленности в странах Запада, российский ВПК порой предстает в образе локомотива, который способен вытянуть за собой всю экономику. Нужно лишь вложить, по мнению этих политиков, побольше средств, и тогда ВПК и собственную армию вооружит, и принесет доходы от продажи оружия за рубеж.
Особый товар
На прошлой неделе Путин провел совещание с руководством правительства и армии, посвященное военно-техническому сотрудничеству или, проще говоря, торговле российским оружием. На этом совещании были названы цифры продаж российского оружия в 2000 г.: Россия за год экспортировала вооружений на сумму 3,68 млрд. долл. Валютные поступления от поставок составили 2,8 млрд. долл. на остальную сумму Россия погашала оружием свои внешние долги. (Напомним, что российский «Газпром» поставляет в Западную Европу газа на 10 млрд. долларов).
По данным Международного института стратегических исследований в Лондоне, общий объем торговли оружием в мире составляет 50-55 млрд. долларов. Путин поставил перед правительством и «силовиками» задачу довести продажу вооружений до 4,3-4,5 миллиарда. Для решения этой задачи России необходимо, во-первых, расширить рынок сбыта для российского оружия и, во-вторых, сделать сам ВПК более экономически эффективным.
Расширение торговли оружием процесс сложный. Это весьма специфический товар, и свободных рынков в мире почти нет. В последние годы Россия продавала оружие в основном в Индию, Китай, арабские страны. Она могла бы поставлять оружие, например, в Иран, но против поставок вооружений в Иран выступают США. Конечно, Россия может проявить «независимость», но в ответ американцы наверняка отменят квоты на запуски американских спутников российскими «Протонами». И неизвестно, окажется ли Россия в плюсе или минусе от своей «независимости».
Первый подход к реформе
Реформу ВПК, разработанную под руководством заместителя председателя правительства Ильи Клебанова, на минувшей неделе рассматривал президиум Госсовета. Основная идея реформирования ВПК сводится к созданию в отрасли интегрированных холдинговых компаний, которые объединили бы разрозненные ныне оборонные предприятия. По данным бывшего помощника президента Ельцина по военно-техническим вопросам Бориса Кузыка, в стране около 1700 оборонных предприятий. Согласно правительственной программе, в России должно быть создано 35-40 холдингов по отдельным видам вооружений. Эти холдинги формально не будут входить в пять ныне существующих в правительстве агентств по вооружениям, но агентства будут координировать их деятельность. В качестве образца был назван авиационный военно-промышленный комплекс «Сухой», который объединяет конструкторское бюро и серийные заводы и с успехом поставляет самолеты СУ на мировой рынок. В целом правительственная программа рассчитана на срок в 15 лет, а ее окончательный вариант должен появиться через три месяца.
Создание укрупненных структур в оборонной промышленности соответствует сложившейся мировой практике. Но мировая практика мировой практикой, а российский опыт это нечто особенное. Главная опасность, которая поджидает реформу ВПК, заключается в формировании холдингов и управлении ими. Как известно, в российской «оборонке» приватизация уже частично прошла, но целый ряд предприятий остаются в собственности государства. При этом, отмечают специалисты, в целом деятельность государственных предприятий оказывается хуже, чем предприятий приватизированных. И есть серьезная опасность, что при создании холдинговых структур всевозможные лоббисты (из министерств или регионов) захотят привязать близкие их сердцу убыточные предприятия к предприятиям рентабельным. Тем самым успешно работающие предприятия будут субсидировать предприятия убыточные.
Есть опасность, что приватизированные предприятия кому-то из чиновников захочется загнать в холдинг силой. Ни к чему хорошему это, конечно, не приведет. Реально холдинги смогут заработать, если будут строиться на основе экономической эффективности. Как бы ни была ущербна российская экономическая действительность, но в стране действуют рыночные законы. Это требует определения того продукта, который больше всего востребован рынком, и объединения усилий заинтересованных сторон.
Так что главной опасностью на пути реформы ВПК могут оказаться амбиции чиновников и политиков. А без проведения реформ ВПК будет оставаться чемоданом без ручки: нести неудобно, а бросить нельзя.