ПО СЛЕДАМ НАШИХ ПУБЛИКАЦИЙ

 

26 февраля/11 марта 2001 г.

Св. Григория Паламы Лесненский монастырь


Глубокоуважаемая редакция!
Пишу с большим опозданием: я перенес тяжелую операцию и в течение полутора месяцев был не в состоянии разбирать свою почту.
Написать вам меня побудила статья, напечатанная в No.4352 «РМ» «Пушкин и митрополит Филарет».
В 1937 году на столетие смерти Пушкина этот год в Зарубежье был объявлен «пушкинским» было много выставок, издавалось много литературы, пушкинисты без какого то ни было идеологического давления обсуждали темы, связанные с Пушкиным, обменивались мнениями... Пишущий эти строки, тогда подросток, прекрасно помнит одну статью, как раз о Пушкине и митрополите Филарете и об их стихотворной переписке. В статье говорилось, что было два варианта концовки пушкинского ответа митрополиту.
В вышеупомянутой статье о выставке в Москве был приведен второй вариант:
...И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.
А для рифмы к слову «серафима» Пушкин выше написал:
...душа моя палима...
Но в первоначальном варианте было:
...душа моя согрета...
Соответственно и концовка была другая:
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.
Как известно, слово «серафим» имеет обобщающее значение. А вот употребление имени митрополита Филарета носит личный, конкретный характер.
Почему не сохранился первоначальный вариант? Попросил ли сам митрополит Филарет из скромности? Или чтобы эта переписка имела не чисто личный, а публичный характер? Или причиной этого были какие-то другие, неизвестные нам соображения? Например, цензурные или иные...
Если современные пушкинисты в России освободились от прежней марксистско-атеистической идеологии, которая обязательно представляла Пушкина человеком неверующим (что совершенно не соответствует действительности), они смогут теперь свободно изучить вопрос об этих двух вариантах пушкинского стихотворного ответа «русскому Златоусту».
С уважением,

Епископ СЕРАФИМ



©   "Русская мысль", Париж,
N 4360, 5 апреля 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...