Титаник независимого телевидения вошел в соприкосновение с государственным айсбергом
Принятое 3 апреля группой акционеров НТВ решение о смене первых лиц компании (см. «РМ» No.4360) стало прелюдией к крупнейшему за время президентства Путина скандалу. Коллектив телекомпании отказался признать Альфреда Коха, Бориса Йордана и Владимира Кулистикова новыми руководителями НТВ и расценил происходящее как попытку ущемления свободы слова. В течение двух дней в эфир на НТВ выходили только информационные программы, а к концу недели были организованы большие митинги в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах.
Значительная часть населения восприняла происшедшее как знак подавления политических свобод. Впервые за долгое время прошли массовые акции протеста, носившие по сути антипутинский характер. Особенно болезненным для Кремля оказался воскресный митинг в Санкт-Петербурге: ведь в прошлом году петербуржцы куда охотнее фрондирующих москвичей поддержали Путина на выборах.
Важным результатом конфликта Кремля и НТВ стал раскол среди элиты: мнения политиков разделились. Несмотря на активность оппозиции, инициатива по-прежнему остается за исполнительной властью. Но события последних дней вновь ставят перед Кремлем вопрос о том, рационально ли продолжать войну с НТВ и стоят ли дивиденды от победы в «гусинской» войне тех издержек, которыми она сопровождается.