МИР ЗА НЕДЕЛЮ

 

ЧТО ДЕЛАТЬ С БЕЖЕНЦАМИ?

Европейские «минимальные нормы»


Драма курдских беженцев (см. «РМ» No.4354) заставила Европейский союз всерьез задуматься о том, что происходит с людьми, бегущими от политических, религиозных, расовых, социальных преследований и попадающими в лапы «торговцев убежищем». Самый трагический пример этой «торговли» прошлогодняя гибель 58 китайцев, которые задохнулись в грузовике, пересекавшем Ла-Манш. (5 апреля голландский шофер грузовика приговорен британским судом к 14 годам тюрьмы, его соучастница, лондонская китаянка, к шести.)
В европейских странах, куда наряду с Канадой и США направляется основной поток нелегальных иммигрантов, остро стоит вопрос о приеме тех, кто просит политического убежища. Не секрет, что есть страны «получше» и «похуже», те, которые охотнее принимают беженцев, и те, которые делают всё, чтобы вытолкнуть их за границу, к соседям, страны, где с беженцами обращаются по-человечески, и страны более чем негостеприимные. Так, после вышеупомянутой истории с курдами один беглец из Ирака, за плечами у которого приговор к смертной казни, рассказал во французской печати, как органы, выносящие решение о предоставлении политического убежища, месяцами тянут его дело, требуя подтвердить документами тот факт, что он подвергался репрессиям, увы, из Ирака довольно трудно запросить копию приговора. Конечно, среди волн нелегальных иммигрантов, которых вышвыривает на европейские берега, немало и тех, кому просто тяжко жилось на родине, а тяжко живется во многих странах, и принять всех желающих Европа не в состоянии, но со всеми если уж мы так гордимся тем, что живем «в рамках европейской цивилизации», необходимо обращаться с добротой и уважением к их человеческому достоинству.
3 апреля Европейская комиссия приняла европейские «минимальные нормы» для приема политических беженцев (три законопроекта, которые переданы в Европарламент). Каждая страна вольна расширять (но не сужать) эти нормы они приняты для того, чтобы ни одно государство не могло ставить беглецов в унизительные условия и прямо вынуждать их пересекать в поисках убежища все новые границы. В частности, просители убежища и их семьи в течение всего периода ожидания (до принятия решения о статусе беженца, а при отрицательном решении до постановления апелляционной инстанции) должны обеспечиваться жилищем, питанием, одеждой, пособием, медицинской помощью; не позже чем через 65 дней после подачи заявления дети просителей убежища должны пойти в школу, а через полгода семья получит «доступ на рынок труда», т.е. временное разрешение на работу.
Разумеется, эти нормы далеко не решат всех проблем, среди которых такая мучительная, а зачастую и опасная, как отправка на родину тех, чье пребывание в Европе не легализовали никакие инстанции. И все-таки они несколько облегчат положение беглецов, а заодно, может быть, поселят некоторую человечность и в европейцах «винтиках» бюрократического и полицейского аппарата.

НАТАЛЬЯ ГОРБАНЕВСКАЯ


Париж



©   "Русская мысль", Париж,
N 4361, 12 апреля 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...