Под этими лозунгами в феврале восстали вьетнамские горцы
На прошлой неделе в парижской газете «Либерасьон» впервые появились сравнительно полные сведения о замалчиваемых вьетнамскими властями февральских волнениях горцев в провинции Гиа Лай, собранные корреспондентом газеты в соседней камбоджийской провинции.
Вьетнамские горцы принадлежат к национальным меньшинствам, значительная часть их была евангелизирована протестантскими миссионерами. Когда Вьетнам был разделен, горцы составляли самую боевую часть антикоммунистического «Фронта освобождения угнетенных рас». Власти СРВ больше четверти века, с момента захвата Южного Вьетнама, «вьетнамизируют» их (не только вводя вьетнамский язык взамен местных, но и стремясь разрушить традиционные культуры) и ведут религиозные гонения.
Как узнал Арно Дюбу от очевидцев (а возможно, и отдельных участников), волнения начались вечером 1 февраля. Около четырех тысяч горцев, вооруженных кольями, ножами и лопатами, осадили народный комитет провинции (облисполком) в городе Плейку. Наутро они разгромили обком компартии, затем управление госбезопасности. Они скандировали: «Верните нам нашу землю! Свободу нашей религии!»
Земли у них отняты под кофейные плантации, возделываемые вьетнамцами, покинувшими перенаселенные районы Красной реки, или представителями других меньшинств, изгнанных из родных мест в связи с сооружением гидроэлектростанций. В религиозном отношении власти стремятся загнать горцев-протестантов в «патриотическую» Вьетнамскую Евангелическую Церковь, контролируемую коммунистами.
Горцы заблокировали основное шоссе, но 3 февраля подразделения спецназа прорвались в город на вертолетах и грузовиках. Тысячи горцев оставались на главной площади города. Был дан приказ разойтись с угрозой открытия огня. Основная масса демонстрантов повиновалась, на месте осталось лишь несколько десятков самых отчаянных, начавших забрасывать спецназовцев камнями. 20-25 человек были арестованы на месте.
Затем последовало «восстановление порядка» в провинции. Число арестованных умножилось (пайками риса госбезопасность поощряла доносы). Церкви, размещавшиеся в частных домах, были разрушены. По некоторым данным, в начале марта гебисты вторглись на заре в дом, где шло совещание активистов подпольной Церкви, восемь были убиты на месте, другие ранены.
Вьетнамская армия усиленно патрулирует границу с Камбоджей. В середине марта 24 горца, бежавшие через границу, были арестованы камбоджийской полицией, однако премьер-министр Камбоджи Хун Сен, сам бывший коммунист, обычно поддерживающий дружественные отношения с Ханоем, заявил, что если Верховный комиссариат ООН по делам беженцев сочтет их политическими беженцами, то он разрешит им уехать в США. Их отъезд состоялся 9 апреля.
Журналист отмечает, что восстание было хорошо организовано: горцы пришли в главный город провинции из трех десятков деревень одновременно. Однако если Ханой обвиняет в организации восстания небольшую группу вьетнамских эмигрантов в США «Монтаньяр фаундейшн», то А.Дюбу считает, что вся подготовка осуществлялась по каналам подпольной Церкви.