ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ

 

АВАНГАРД И ЕГО КОРНИ

Выставка «Русские, 1900-1920» в Брешии



Наталья Гончарова. Георгий Победоносец. Литография.

В середине апреля крупная выставка русского искусства, открывшаяся в Брешии еще в декабре прошлого года, завершила свою работу. Она была посвящена русскому авангарду, но не только.
Имена Кандинского, Малевича, Ларионова, Гончаровой пусть и волнуют итальянцев, но уже им хорошо знакомы. Можно утверждать, что русский авангард прочно обжил Апеннинский полуостров. Возможно, именно поэтому его экспортеры придумывают теперь более усложненные сюжеты, как, например, «Малевич и иконы» (см. об этой веронской экспозиции в «РМ» No.4344). И в этот раз устроители выставки, сотрудники Государственного Русского музея, предложили прихотливую, но весьма интересную композицию, выявляющую самые корни русского авангарда народное искусство.
«Корни авангарда» таков и подзаголовок выставки. Помимо уже упомянутых мастеров, петербуржцы привезли в Брешию Филонова, Рериха, Татлина и иных в общей сложности выставлено около 80 вещей. К ним умело «подверстаны» иконы, вышивки, прялки, сарафаны, игрушки, лубок и т.д., благо Русский музей переполнен подобным. Тем самым, как написано во вступительной части каталога, «становится видно, что если в Париже художники черпали вдохновение в экзотических заморских странах, то для их современников в России такой экзотикой была собственная народная культура, попавшая на обочину в результате петровских реформ».
О каталогах зарубежных выставок Русского музея, которые традиционно печатают тоже в Италии, в городке Формии, хочется сказать особо, ибо они всегда прекрасно и со вкусом сделаны. Для подобного рода деятельности при музее создано издательство «Palace», вступающее в партнерство с «принимающей стороной», в данном случае с коммунальной ассоциацией «Выставки Брешии». Превосходные иллюстрации дополняют тексты специалистов заместителя директора музея Евгении Петровой и ее коллег, а также ведущих итальянских русистов Витторио Страды и Энцо Беттицы. На большинстве страниц каталога представлены два произведения на одном развороте: «авангардное» и его источник. Подобный сравнительный принцип оказался плодотворным: смелые новые формы оказываются как будто погруженными в российский пейзаж, в котором родились и выросли.

Михаил Талалай


Брешия Флоренция



©   "Русская мысль", Париж,
N 4362, 19 апреля 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...