ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ

 

«АРХИВ МУЗ»

Юбилейная выставка из фондов РГАЛИ в выставочном зале федеральных архивов


Название выставки предполагает по крайней мере два варианта толкования. С одной стороны, это может быть место, куда их (муз) за ненадобностью сдают. С другой что, вероятно, и имели в виду организаторы, архив, принадлежащий им самим. Склад продуктов их жизнедеятельности. Почти то же самое, что «храм муз» музей. С той разницей, что в музее хранятся конечные продукты произведения искусства, шедевры. А в архиве предварительные, черновики. Другими словами мастерская, кухня. То, что хранится в первом, должно быть глазу открыто, а во втором скрыто. Но не всегда.
Этой весной Российский государственный архив литературы и искусства (до 1954 г. ЦГЛА Центральный государственный литературный архив СССР, затем ЦГАЛИ, с 1992 г. РГАЛИ) справляет юбилей: 60 лет с момента основания выхода в свет постановления Совнаркома (29 марта 1941), предписавшего «организовать к 1 июля 1941 г. в Москве Центральный государственный литературный архив СССР для хранения в нем литературных фондов государственных архивов и соответствующих документальных материалов музеев, библиотек, научно-исследовательских институтов и учреждений».
РГАЛИ отмечает юбилей первой за всю историю своего существования самостоятельной выставкой, одаряя простых смертных возможностью бегло окинуть взглядом кухню муз. Выставлена, разумеется, лишь малая часть гигантского хранения, насчитывающего 2970 фондов и 1,2 млн. единиц хранения.
Первоначально своим исключительным положением ЦГЛА был обязан активности В.Д.Бонч-Бруевича, благодаря которому материалы всех как-либо связанных с литературой и искусством национализированных императорских и частных архивов поступили сюда. Потом уже все происходило по инерции. Материалы из театров, киностудий, библиотек, разнообразных союзов, даже соответствующая часть награбленных в послевоенной Европе архивов (прежде всего Русского заграничного исторического архива в Праге) в другое место попасть уже и не могли. В истории русской культуры нет ни одного значительного деятеля, черновик, письмо или документ которого не хранился бы сегодня в РГАЛИ. От оригинала «На смерть поэта» Лермонтова до рисунков Эйзенштейна.
Имея такой выбор, довольно трудно остановиться на чем-либо одном. Организаторы выставки в данном случае решили охватить всех муз, от каждой понемногу. Мастерская Клио представлена документами историка Карамзина, мастерская Эрато оригиналами рукописей и перепиской почти всех русских поэтов от Лермонтова до Ахматовой. Мастерская Каллиопы черновиками Гоголя, Чехова, Достоевского, Бунина; мастерская Мельпомены эскизами декораций Экстер и Рындина, рисунками Нивинского и Михаила Чехова; мастерская Терпсихоры фотографиями Павловой, Нижинского, Плисецкой и нотными тетрадями Щедрина.
Среди разделов, посвященных безымянным музам (например, кинематографа, фотографии), больше всего поражает живописный. То, что впервые показано здесь: полотна и рисунки Рериха, Крученых, Татлина, Ларионова, Гончаровой, Розановой, Судейкина и других, вроде бы уместнее видеть в «храме муз», музее. И почему в свое время из разнообразных запасников они перекочевали сюда, а не в Третьяковку, остается полнейшей загадкой.

НАТАЛЬЯ ОЛЕЩУК


Москва



©   "Русская мысль", Париж,
N 4362, 19 апреля 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...