Всякий посетитель русского кинофестиваля в Онфлере обращал внимание на этого странного человека с широкой детской улыбкой и грацией существа не от мира сего, возбужденно бросающего в зал свои пылкие тирады. Григорий Брайнин, один из создателей фестиваля, русский онфлерец и поэт, уникальный случай человека, сохранившего в себе тот чистый и наивный взгляд на мир, что свойственен обычно юности. А между тем он прожил жизнь, полную трагических потрясений.
Григорий Брайнин по прозвищу Муано (что означает по-французски воробей, а символически птица Божия) уже более 40 лет живет тем, что читает свои стихи и импровизирует на заданные темы перед посетителями маленьких кафе и роскошных ресторанов, баров и клубов от Монмартра до Квебека везде, куда забрасывала его судьба.
«Господа и любезные дамы, выслушайте того, кто, сбежав из разрушенной башни замка, ищет свою дорогу в ХХ веке, того, кто, подобно трубадуру из книг вашего юношества...» таков один из возможных зачинов поэтического выступления Муано, описанный в «Сеятеле звезд», и, как это ни покажется невозможным в наш рациональный век, его слушают, покупают его книжечки, почти самиздатские, дают деньги ровно столько, чтобы прожить ему и его семье, но еще и осуществлять безумные проекты, которые беспрерывно рождаются в голове поэта. Например, совершить путешествие на машине от Парижа до Дели и показать там на фестивале свой фильм «Если бы влюбленные всего мира...».
Фильм это отдельная история. Как и полагается поэту, у Муано, конечно, есть муза, возлюбленная. Как и полагается парижскому романтическому герою, он встретил ее на Монмартре. В один прекрасный день 1956 г. в маленьком кафе на Монмартре юная цветочница предложила поэту цветы. «Мсье, купите розы». Но у поэта в кармане не было ни сантима. «Это ничего, я вам их дарю». Так Григорий встретил Мишлину, так началась эта история любви, которая длится всю жизнь. Книга Муано гимн любви к Мишлине, спутнице, единомышленнице, другу. И вот в другой прекрасный день Грегуар решил вопреки всем законам коммерции сделать вместе с друзьями фильм «без денег», то есть без больших капиталов, на небольшие деньги, добытые от продажи стихов. Главные герои он и его Мишлина, мечтатель-поэт и его возлюбленная, история странствий героев их подлинная история.
В 1963 г., когда фильм вышел на экраны, его герои у многих ассоциировались с легендарными монмартскими влюбленными художника Пейне (этому способствовало и то, что Пейне, пораженный историей автора и его подруги, нарисовал афишу фильма). Муано очень хотелось, чтобы в первый день св. Валентина (покровителя влюбленных) третьего тысячелетия была показана их с Мишлиной картина. В зале кинотеатра на Монпарнасе, где собрались журналисты, актеры и просто приятели, прошла новая премьера фильма, который, кажется, ничего не потерял за четыре десятилетия, излучая тот же свет, ту же нежность, которой пронизана и книга Брайнина. Потому что если Григорий Брайнин поэт, он еще и в какой-то степени блаженный, наивный, беззащитный и глубоко верующий в Бога света, Бога любви, Которого не устает прославлять.
Эта вера родилась в суровом испытании, когда девятилетний мальчик из семьи русских эмигрантов (в доме говорили только по-русски, дружили только со своими соотечественниками, с которыми делили все и горе, и счастье) приходил в православную церковь на рю Петель молиться о возвращении отца, отправленного в Освенцим. Он взывал, как он пишет, «к Богу моей матери и одновременно к Господу моего отца, потому что для меня Бог един». Давид Брайнин, сын еврейского портного из Харькова, танцор и декоратор русских балетов, а потом «Казино де Пари», так и не вернулся; мальчика ждали мизерное существование, побои пьяницы-отчима, сопереживание жалкой участи матери, столь нежно любимой им «красавицы Веры, хрупкой балерины дягилевских балетов», и бабушки из княжеского рода Рохмановых, никогда, даже в самых унизительных ситуациях, не терявшей достоинства.
Мальчик воспринимал все приходящиеся на его долю испытания как преходящие, никогда не уставая восхищаться чуду жизни, чуду Божьей любви к нам. Передать эту переполняющую его любовь к людям и миру таков один из лейтмотивов творчества Муано: стихов, сказок для детей, сценариев.
Один из последних замыслов Брайнина и его спутницы создать при ООН специальный фонд помощи детям мира, в котором бы участвовали все страны. Г.Брайнин сочинил на эту тему сценарий фильма «Вернись, маленький принц». Вот как он рассказывает о своем сценарии:
«Расизм, ненависть и жестокость царили в мире, не оставляя детям времени мечтать. Они слишком быстро становились взрослыми, эксплуатируемые, проституируемые, накачанные наркотиками... И я придумал, что в этот момент на землю приходит маленький мальчик, который с помощью маленькой девочки постарается создать мир более мудрый. Для этого они должны собрать группу детей, которые бы представляли все страны Земли: если хотя бы одна страна не будет представлена, мечта не сбудется. Все силы зла обрушиваются на них. Но их любовь столь сильна, что она защитила их невидимым ореолом надежды. Армии натыкались на эту надежду, и зло, побежденное, становилось ничтожным. В мире остались только взаимопонимание и доброта. И тогда начинается всемирный праздник, самый грандиозный из всех, какие только можно придумать... Мальчик покидает землю. Девочка остается со своими родителями, изо всех сил прижимая к груди маленькую куклу, которая так похожа на волшебного пришельца.
Я хотел бы, чтобы сборы от этого фильма послужили основой всемирного фонда помощи детям. Безумная мечта, которая, как вы сами могли заметить, могла родиться только в голове ребенка или поэта, одержимого невозможным. Нужно, чтобы эта мечта дала ему крылья, помогла справиться с силами зла и стала реальностью».
Книга подобна самому Муано сумбурная, наивная, подчас чересчур сентиментальная, но переполненная мечтаниями, светом, любовью. Книга абсолютно счастливого человека.