СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

СТРАСТИ ПО СУДЕБНОЙ РЕФОРМЕ

Кремль оказался между двух огней



Не собираются ли в Кремле заменить Устинова (на фото) на Козака?

Любимое детище президента Владимира Путина судебная реформа оказалось под угрозой. Вначале о ней говорили только самые теплые слова, но она стала неугодной для тех, кто опасается в результате принятия уже разработанных законопроектов потерять свои полномочия и привилегии.

Прокуроры не хотят изменений

В апреле генпрокурор Владимир Устинов, выступая в Думе, подверг жесткой критике президентскую концепцию судебной реформы. Однако заместитель главы президентской администрации Дмитрий Козак, возглавляющий рабочую группу, которая разрабатывает законопроекты по этой теме, обвинил Устинова в том, что тот защищает ведомственные интересы.
Козак выступил так уверенно, что многие аналитики сразу же вспомнили о его былых претензиях на пост генпрокурора: тогда президент лишь в последний момент предпочел предложить Совету Федерации кандидатуру Устинова. Не собираются ли в Кремле вернуться к прежней кандидатуре?

Судьи сражаются за свой статус

Менее принципиальным, но не менее острым может оказаться конфликт разработчиков законопроектов с судейским сообществом, которое усматривает в предложенных документах попытку посягнуть на независимость судей. Речь идет в первую очередь о возможности привлекать служителей Фемиды к административной и дисциплинарной ответственности, а также приостанавливать полномочия судьи, если в отношении одного из его близких родственников возбуждено уголовное дело.
На пленарном заседании Совета судей, которое проходило в Подмосковье, Дмитрия Козака ждали с нетерпением. Однако его выступление было встречено не аплодисментами, а настороженной тишиной. Козак рассказал, что уже практически завершена работа над поправками к законам о статусе судей и о Конституционном суде, почти готовы проект закона об адвокатуре и изменения в Уголовно-процессуальный кодекс. Что касается Гражданского процессуального кодекса, то на него уже дано положительное заключение правительства, что позволяет Думе принять этот документ во втором чтении.
Кроме того, подготовлена федеральная целевая программа развития судебной системы до 2006 г., предусматривающая значительное расширение материально-технической базы третьей ветви власти, повышение зарплат судей и аппарата судов.
Но присутствующих в зале явно не устраивал ряд идей, которые Козак считает вполне приемлемыми. В первую очередь судьи не хотят дисциплинарной и административной ответственности. Козак сообщил, что на принципиальную позицию рабочей группы никто не сможет повлиять: судьи должны быть не только независимыми, но и отвечающими за свои поступки, в том числе за отсутствие на работе или, скажем, за нарушение правил дорожного движения.
К тому же в Кремле учли ряд других пожеланий, высказанных Советом судей. Так, например, исключена из списка поправок к закону о статусе судей статья, предусматривавшая регулярное медицинское освидетельствование на предмет профпригодности представителей судейского корпуса. По крайней мере до тех пор, пока не будет решен вопрос о независимости медицинских работников. Что касается ответственности судей за свои проступки и преступления членов семьи, то этот принципиальный спор в Кремле готовы продолжать с конституцией в руках, так как в ней провозглашено равенство всех граждан перед законом и судом.

Общество не дает индульгенций

Судьи, кстати, и так имеют немалый иммунитет. Их, как и депутатов, можно привлечь к ответственности только с согласия коллег. Хотя и предусматривается введение в состав квалификационных коллегий представителей юридической общественности, все равно эти собрания будут на две трети состоять из практикующих судей, которые без веских оснований вряд ли дадут в обиду собратьев по цеху.
Если же судьи получат индульгенцию за все свои прошлые и будущие грехи, они, возможно, и станут действительно независимыми, но не от властей, а от общества. А это чревато опасными последствиями. Сначала упадет авторитет третьей власти, затем народ вообще разуверится в способности судов защищать права и законные интересы простых граждан, а в итоге неминуема еще одна реформа, которая окончательно лишит судей их льгот.
Между прочим, уже сейчас слышатся предложения об избрании мировых судей. Если же слухи о растущей коррумпированности судейского корпуса будут подтверждаться, а провинившиеся не будут наказаны, то не исключен последний шаг периодические выборы всех федеральных судей. И вместо несменяемости нечестный судья получит вердикт избирателей, который вряд ли ему понравится.
Еще хуже относятся простые граждане к прокурорам, которых никто не называет защитниками интересов государства, зато многие считают жуликами, готовыми сажать за решетку лишь тех, кто вовремя не дал взятку.

Президент должен сказать свое слово

Судьба реформы в руках законодателей. Путин уже передал в Думу пакет законопроектов, чтобы депутаты могли ознакомиться с предложениями рабочей группы и высказать свои замечания. Затем документы будут доработаны и внесены в парламент уже в официальном порядке.
Генпрокуратура очень рассчитывает на «правильную позицию депутатов». Судьи тоже, но они готовы работать и с президентом, о чем свидетельствует обращение, направленное Путину Советом судей. Похоже, прокуратура оказалась менее гибкой, чем судейское сообщество.
Пропрезидентское большинство в Думе, а также фракции СПС и «Яблоко» вряд ли откажутся поддержать Путина, если он четко выскажет свою позицию и попросит парламентариев помочь ему в преодолении того ведомственного и корпоративного сопротивления судебной реформе, которое оказывают прокуроры, с одной стороны, и судьи с другой. Но если сам Путин не отреагирует оперативно и резко на прокурорские выпады и не найдет нужных слов, чтобы успокоить недовольных судей, то против реформы могут выступить не только коммунисты и аграрии, но и часть государственников-центристов из объединений «Народный депутат», «Регионы России» и ОВР. Тогда надежда на соблюдение конституционных гарантий защиты прав и свобод граждан России будет вновь отложена в долгий ящик.

КОНСТАНТИН КАТАНЯН


Москва



©   "Русская мысль", Париж,
N 4364-65, 10 мая 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...