МИР ИСКУССТВА

 

ПОД ЗНАКОМ МЭТРОВ

Каннский фестиваль 2001 года


9 мая открылся 54-й Международный Каннский кинофестиваль. Из 1790 фильмов, представленных на конкурс (для сравнения: в прошлом году 1397), в главную конкурсную программу вошли 23 фильма из 12 стран, а 22 фильма из 15 стран в программу «Особый взгляд».
Пресс-конференция, на которую в апреле собрали журналистов в парижском кинотеатре «Бальзак», не случайно открылась кадрами «уроков кино», которые с начала 90-х дают во время фестиваля лучшие режиссеры мира. В этом году десятилетнего юбилея «уроков» тема передачи не только мастерства, но и любви к кино стала, по утверждению Жиля Жакоба, центральной темой Каннского фестиваля. Жакоб, сменив должность художественного руководителя (им стал Тьери Фремо) на роль директора, продолжает оставаться идеологом фестиваля, и в конкурсную программу снова попали все те же режиссеры «ближнего круга»: братья Коэны «Человек, которого здесь не было», Дэвид Линч «Малхолленд-драйв», Имамура «Теплая вода под красным мостом», Оливейра «Я возвращаюсь домой», Нанни Моретти «Комната сына», Александр Сокуров «Телец» (хотя не может не радовать присутствие русского фильма в конкурсе), Михаэль Ханеке «Пианистка», а на закрытие (вне конкурса) «Сильные души» Рауля Руиса.
По сравнению с программами прошлых лет первый фестиваль нового века явно отдает предпочтение мэтрам киноискусства: в конкурсе не только уже названные Имамура и Оливейра, но и Мохсен Махальбаф («Кандагар»), и Жан-Люк Годар с «Похвалой любви», вне конкурса заново смонтированный, полный (на 54 минуты длиннее) вариант «Апокалипсиса сегодня» Френсиса Форда Копполы и фильм Мартина Скорсезе «Мое путешествие в Италию», история его семьи, показанная сквозь призму истории итальянского кино. Просмотром этого фильма закончится 16 мая праздник десятилетия «уроков кино», обещающий стать одним из центральных событий фестиваля. Традиционный урок кино в этом году дает известный гонконгский режиссер Вон Карвай, автор наделавшего много шума на предыдущем фестивале фильма «В настроении любви».
Другая особенность этой конкурсной программы пять американских фильмов, в том числе два голливудских. Студия «ХХ век Фокс» представляет «Мулен-Руж» австралийского режиссера Бэза Лермана с Николь Кидман в главной роли, которым открывается фестиваль; студия «Дримуоркс» «Шрек», режиссерский дебют Виктории Дженсон и Эндрю Адамсона и дебют в Канне виртуального кино: этот кукольный фильм полностью сделан с помощью компьютерной графики.
Независимые студии представляют картины уже упомянутых братьев Коэнов и Линча, а также фильм «Залог» Шона Пенна, больше известного в Канне как актер (премия за лучшую мужскую роль в 1997 г.). По-прежнему необычно широко представлено азиатское кино: тремя картинами участвует японская кинематография, двумя Китайская Республика (Тайвань). Впервые фильмом Даниса Тановича «Ничейная земля» в конкурсе участвует Босния. Среди открытий фестиваля называют испанский фильм «По и его брат» (режиссер Марк Реча) и «Воинское ремесло» итальянца Эрманно Ольми. Франция в конкурсе представлена четырьмя картинами. Это «Попробуй разберись» одного из классиков «новой волны» Жака Риветта и фильмы режиссеров нового поколения: «Репетиция» Катрин Корсини, «Офицерская комната» Франсуа Дюпейрона, «Роберто Зукко» Седрика Кана.
Во внеконкурсных показах особо ожидают французский фильм Клер Дени «Troublе every day» («Тревога каждый день») и документальный фильм иранского режиссера Аббаса Кьяростами («Золотая пальмовая ветвь» 1997 г. за «Вкус вишни») «АВС Африка». Свою новую работу «Собибор, 14 октября 1943 года, 16 часов», развивающую тему фильма «Шоа» («Катастрофа»), покажет Клод Ланцман.
Программа «Особый взгляд», которая откроется в этом году американским фильмом «R-Xmas» Абеля Феррары, поражает явным преимуществом, отданным азиатскому кинематографу. Таиланд, Гонконг, три японских картины, две киргизских «Обезьяна» Ахтана Абыкалыкова и «Ты да я, да мы с тобой», короткометражка Александра Велединского, и одна казахская «Дорога» Дарежана Омирбаева (его фильм «Наемный убийца» был премирован в проограмме «Особый взгляд» в 1998 г.).
Жюри фестиваля возглавляет в этом году знаменитая бергмановская актриса Лив Ульман (в прошлом году с фильмом «Неверная», снятым по бергмановскому же сценарию, она впервые участвовала в конкурсной программе как режиссер). В жюри входят две молодые французские актрисы Шарлотта Гинзбург и Сандрина Кемберлен, известная английская актриса Джулия Ормонд (самым значительным ее фильмом критики продолжают считать «Сибирского цирюльника» Н.Михалкова), режиссер из Туниса Муфида Тлатли, итальянский режиссер и актер Миммо Калопрести, тайванский режиссер Эдвард Янг (его фильм «И раз, и два» получил в прошлом году приз за лучшую режиссуру), французский актер и режиссер Матье Касовиц (если его фильм «Ненависть» был удостоен приза за лучшую режиссуру в 1995 г., то его же «Убийцы» были встречены в Канне в 1997 г. довольно холодно), французский журналист, писатель и сценарист Филипп Лабро и американский режиссер Терри Гильем, начинавший свою карьеру в группе комических звезд британского телевидения «Монти Пайтон».
Почетные гости фестиваля в этом году американская актриса Мелани Гриффит, которая будет представлять вместе со своим мужем Антонио Бандерасом фильм Майка Николса «Работающая девушка», и французский режиссер Жак Ури его творчество будет представлено популярной кинокомедией «Приключения раввина Жакоба».
Традиционная каннская ретроспектива в этом году посвящена «Золотому веку американской кинокомедии».
Совместно с итальянской студией «Чинечитта» фестиваль представит программу памяти Витторио де Сика, 100 лет со дня рождения которого исполняется в этом году. Особые программы будут посвящены памяти ушедших за этот год режиссеров Клода Соте и Роберта Энрико.
В заключение добавим, что российская кинематография будет также представлена в этом году в программе «Двухнедельник кинорежиссеров» фильмом Артура Аристакисяна «Место на земле».

Екатерина Богопольская


Париж



©   "Русская мысль", Париж,
N 4364-65, 10 мая 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...