МИР ИСКУССТВА

 

О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

«Виндзорские проказницы» на оперной сцене



«Ла Скала», «Фальстаф», акт I.

Последнюю оперу Джузеппе Верди «Фальстаф» ставят сегодня почти все оперные театры мира. В конце марта начале апреля она была представлена и на сцене миланского театра «Ла Скала», где под управлением самого Верди в 1893 г. с триумфом прошла ее премьера. В этот раз дирижировал музыкальный директор «Ла Скалы» Риккардо Мути. Главные партии исполнили ведущие певцы театра: Фальстаф Амброджо Маэстри, Форд Роберто Фронтали, Алиса Барбара Фритолли, Наннетта Инва Мула; костюмы Франка Скаркапино органично дополняли декорации Эцио Фриджерио в стиле итальянского маньеризма с огромными холодными пространствами, открывающимися из-под арочных сводов, и витиеватыми решетками.
Спектакль, однако, получился вялым и неровным. Возможно, это связано с тем, что оркестр театра бастовал, представление каждого спектакля было под вопросом, и премьера не состоялась в назначенный день. Возможно, дирижеру не хватило времени на необходимое количество репетиций, но согласованности (особенно в первом акте) между солистами и оркестром не было, женский квартет (когда Алиса и Мэг читают письма Фальстафа) и октет в конце первого акта развалились; а главное, ни в певцах, ни в музыкантах не чувствовалось радости играть этот блестящий, полный веселья и озорства спектакль.

«Ковент-Гарден», «Фальстаф», акт I.
Идея создать оперу по «Виндзорским проказницам» Шекспира принадлежала Арриго Бойто, либреттисту Верди. Убрав из шекспировской комедии несколько побочных сюжетных линий и добавив монолог Фальстафа о чести из «Генриха IV», Бойто написал легкое, яркое и сценически интересное либретто. Верди, которому к тому времени было уже около 80-ти, за два года написал почти всю оперу с лирическими дуэтами и ариями, виртуозными квартетами и финальным хором. Одно только последнее действие оперы, происходящее в Виндзорском парке, содержит пять совершенно разных по настроению, темпу и музыкальному построению ведущих тем.
«Фальстаф» одна из редких опер, где благодаря либретто и музыкальной теме у каждого действующего лица есть свой, не односторонний «драматический» или «комический», но вполне человеческий реальный характер. Зрителю в течение всего спектакля интересно следить за развитием сюжета и отношений между героями. Большинство шекспировских комедий построены либо на неожиданном совпадении или несовпадении обстоятельств, либо, как в «Виндзорских проказницах», на розыгрыше, устраиваемом героями пьесы, а розыгрыш это всегда заранее продуманный и позволенный себе обман. В «Виндзорских проказницах» Шекспира главная причина всех розыгрышей, иногда довольно жестоких, придумываемых миссис Форд и миссис Пейдж и осуществляемых с помощью миссис Куикли, месть Фальстафу за то, что тот посягнул на их честь. В опере же идея мести уходит на второй план, и причина розыгрыша сам розыгрыш, своей невинной веселостью заставляющий зрителя забыть и о мести, и об обмане.
За последние десятилетия одной из лучших была постановка «Фальстафа» в лондонском театре Ковент-Гарден (1982) с Катей Риччарелли, Барбарой Хендрикс, Лео Нуччи, Лючией Валентини-Террани в главных ролях, с декорациями Х.Гриффина и костюмами М.Стеннета, выдержанными в стиле английской и голландской живописи XVII века, под управлением К.М.Джулини. «Фальстаф» был первой оперой Джулини после 15-летнего перерыва: в 1967 г., после ряда блестящих постановок опер Верди, Моцарта, Гайдна, он ушел из театра и занялся исключительно симфонической музыкой. Позже в одном из интервью Джулини объяснил это тем, что не видел у своих коллег желания работать вместе, а для него опера это сотрудничество, объединяющее слово, музыку и образ. Эта постановка была, без сомненья, примером такого сотрудничества: свойственная Джулини тонкая, детально проработанная, но не теряющая своей целостности музыкальная трактовка, мастерство актеров и хорошо продуманная работа костюмеров и декораторов рождали искрящуюся, полную жизни оперу.
Жаль, что в «Ла Скале», театре, где «Фальстаф» впервые появился на оперной сцене, такого сотрудничества не состоялось.

ЗИНАИДА ЮРОВСКАЯ


Милан Париж



©   "Русская мысль", Париж,
N 4364-65, 10 мая 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...