СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

ТЕМПЕРАТУРА ГЛАСНОСТИ

НЕМНОГО О ЛЮБВИ


Любовь зла, полюбишь и козла, говорит русская поговорка. В своей любви к прессе я на эту поговорку постоянно оглядываюсь: народная мудрость сильная вещь, прямо в яблочко.
Вот вам последняя любовная коллизия из десятилетнего романа с прессой. Судите сами.

В декабре прошлого года Б.А.Березовский учредил в Нью-Йорке Фонд гражданских свобод, выделил ему 25 миллионов долларов и к маю уже открыл и зарегистрировал в Москве его представительство.
Первый грант был выделен фондом грамотно и адресно, в виде «эндаумента», т.е. деньги положены в банк, а проценты с этих денег будут идти на деятельность центра-музея им. А.Д.Сахарова. Иметь такую стабильную основу ежегодного бюджета мечта любой общественной некоммерческой организации. И Елена Георгиевна Боннэр, отчаявшаяся каждый год ходить по кругу доноров с протянутой рукой, приняла помощь от фонда Березовского первой.
Пресса слегка поморщилась, но никакой политикой от этих денег не пахло, и журналисты успокоились. На выделенные тем же фондом деньги осуществили акцию «Рождество за решеткой» развезли по тюрьмам более 1,5 тысяч рождественских подарков, это, кажется, вообще прошло незамеченным. Потом фонд выделил в отдельную программу помощь журналистам, пострадавшим в связи с исполнением своих прямых профессиональных обязанностей. С этого и началось наше сотрудничество: защитникам гласности было предложено на основе проводимого нами мониторинга конфликтов выявлять нуждающихся и помогать им собирать необходимые для получения гранта данные. И первые семь избитых и раненых журналистов уже получили выделенные средства. В ближайшие дни их получит и раненый в Чечне Виктор Попков.
Не могу сказать, что пресса всего этого вовсе не заметила, но реагировала лениво, как состоятельный муж на известие о покупке женой нового платья: «Чем бы дитя ни тешилось...» На пресс-конференции, где о первых шагах этой программы было заявлено, пришли человек восемь, одна камера, три газетные заметки. И вдруг...
Очередная пресс-конференция Фонда гражданских свобод была приурочена к окончанию процедуры первого массового вброса денег фонда Березовского в сообщество негосударственных, некоммерческих организаций. Из трехсот с лишним заявок эксперты, и ваш покорный слуга в том числе, отобрали сто шестьдесят две. С тем чтобы люди, работающие в комитетах солдатских матерей, юридических приемных, общественных пресс-центрах, благотворительных, молодежных, правозащитных, помощи беженцам и психологической реабилитации вернувшихся с войн и т.д. и т.п. организациях могли бы заплатить за телефон, за аренду, купить или обновить компьютер, т.е., попросту говоря, чуть вольнее вздохнуть, чтобы делать свое дело дальше.
По-своему историческое событие, господа журналисты: первый раз российский олигарх дает деньги не на церковь, театральный спектакль или литературную премию, а на гласную поддержку гражданских инициатив. Взглянем с другой стороны: только совсем ленивый среди вас не написал еще про утекающие из страны миллионы, но если это так, то вот они впервые возвращаются на историческую родину. Ну что соберемся-порадуемся?
Ну не зря же я так люблю прессу: штук десять телекамер, диктофонов... кашлянуть некуда, журналистов десятков шесть, а то и больше. Прорвало? Проблемы гражданского общества на первые полосы?! Деятельность нового фонда под пристальный контроль прессы? Черта с два!
Выслушали нас, не скажу дурного, вежливо. Но вся эта ерунда про гражданское общество мало кого интересовала. Ждали прямого моста с Парижем, с Березовским. И как только он появился на экране про гражданское общество забыли напрочь. Жалкие попытки ведущего напомнить, что «тема пресс-конференции совершенно иная это поддержка институтов гражданского общества...», пресекли на корню:
Интерфакс: «Вы заявляли, что будете финансировать некую оппозиционную партию Путину... Что это может быть за партия?...
НТВ: ...на какие силы вы рассчитываете здесь в создании оппозиционной партии?
Би-Би-Си: ...как вы оцениваете перспективы развития российского политического режима?..
«Известия»: ...разделяет ли В.Гусинский ваши планы создания оппозиционной политической партии в России?..
Эн-эйг-кей (Япония): ...как вы оцениваете внешнеполитическую стратегию Путина?..
Монд (Франция): ...вы всегда активно интересовались чеченским вопросом...
Стоит ли удивляться, что, получив на такие свои вопросы подробные ответы Березовского, журналисты сделали вывод, что Березовский собирается основать свою партию на костях правозащитников и интеллигенции? О чем и сообщили своим читателям и зрителям.
В начале пресс-конференции прозвучал и еще один вопрос, единственный оставшийся без ответа:
Не знает ли кто-нибудь из присутствующих, какое событие ожидает нас 21 мая? спросил журналистов участник пресс-конференции и эксперт Валерий Абрамкин.
Присутствующие недоуменно пожали плечами, дескать, кто кому здесь пришел вопросы задавать. Между тем речь шла о грядущем 80-летии Андрея Дмитриевича Сахарова. И к теме пресс-конференции это имело отношение больше, чем что-либо другое.
Когда-то я сравнил отношения прессы, власти и общества с комнатой смеха. Есть там такое зеркало, которое изменяет пропорции: головы становятся величиной с туловище, а тело, с крохотными ручками и ножками, величиной с голову. Именно так в зеркале нашей прессы отражается сравнительный масштаб общества и власти.
А потому никто и не задался простой мыслью: а что если и другие олигархи откроют благотворительные фонды? Вдруг бы каждый обобранный или униженный государством гражданин смог нанять серьезного адвоката, пришедший с войны очутиться в центре психологической реабилитации, а вынужденный переселенец получить за это законную, а не липовую компенсацию? И главное делать все это наконец-то можно было бы на родные рубли, а не на заокеанские доллары, которыми, чуть что, те же СМИ попрекают правозащитников оптом и в розницу.
Но вообразить такую идиллическую пастораль никому в голову не пришло. Посему и заголовки газет на следующий день гласили: «Нет такой партии» или «Как делили деньги Березовского». Это в наших. Как озаглавили свои сочинения французы или японцы, не знаю, по причине недостаточности образования. Но по вопросам подозреваю, что не лучше.
Тем, кому в результате чтения этих заметок покажется, что автор просто наивный дурак, а пресса стоит на страже общественных интересов и предупреждает нас, что опасно доверять Березовскому, скажу, что знаком я с Березовским только по их писаниям и угадать, какое из зеркал комнаты смеха они применяли в этом случае, не берусь. Но, раз уже вышла у нас любовная ссора на почве столкновения с реальностью, вынужден я закончить эту колонку не любимым моим Лецем, а старой восточной мудростью:
Ты сказал я поверил.
Ты повторил я насторожился.
Ты сказал в третий раз и я понял, что ты врешь.
Я люблю прессу, но все чаще, чтобы любить ее и дальше, мне приходится заглядывать в комнату смеха и отыскивать зеркало, в котором она выглядела бы не так противно, как в жизни.

АЛЕКСЕЙ СИМОНОВ


Москва



©   "Русская мысль", Париж,
N 4366, 24 мая 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...