СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

ПОЛПРЕДЫ ПОЛУЧИЛИ ПОДАРКИ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Президент наделяет своих наместников дополнительными полномочиями


12 мая, накануне первой годовщины указа о создании семи федеральных округов, Владимир Путин встретился со своими полномочными представителями. На беседу были также приглашены Михаил Касьянов, Александр Волошин, руководители силовых ведомств. После официальной части состоялся совместный обед, призванный, очевидно, подчеркнуть доверительный характер отношений между президентом и полпредами.
По окончании этих мероприятий было объявлено, что перед полпредами поставлены восемь главных задач. В их числе обеспечение разграничения полномочий между всеми уровнями власти, координация деятельности территориальных органов федеральной власти (в том числе в правоохранительных и силовых структурах), оптимизация распределения финансовых ресурсов в регионах, подбор кадров на местах, содействие судебной реформе и даже становление структур гражданского общества.

Год в поисках работы

Учреждение института полномочных представителей вполне укладывалось в стратегию Владимира Путина. Ее важнейшие элементы проведение всеобщей «инвентаризации», «творческое» осмысление российской конституции и создание многочисленных «дамокловых мечей», которые время от времени подвешиваются над недостаточно управляемыми чиновниками и структурами.
Вхождение полпредов в роль шло противоречиво. Их полномочия были сформулированы весьма расплывчато. Закрадывалась мысль о том, что в Москве им вообще забыли сказать, чем им предстоит заниматься. Сферы приложения активности «наместников» оказались относительно широки, но выбор каждый из них осуществлял довольно свободно. Позже общественности было предложено такое объяснение: наряду с «обязательной» программой у каждого из «наместников» есть еще и произвольная. В центре проанализируют ее исполнение и распространят передовой опыт на всех.
Общей для всех округов стала работа по отмене положений местных законов, противоречащих федеральным. Здесь были достигнуты заметные успехи, особенно в национальных республиках вроде Татарстана или Тувы. Но этот путь отнюдь не был усеян розами. Пример тому положение с регистрацией иногородних в Москве: Георгий Полтавченко пообещал было урегулировать этот вопрос в краткие сроки, но потом стал говорить, что проблему «нельзя решить одним махом»: «Проще всего было бы взять и разом привести в соответствие с федеральным законом. Но нужно искать решение, которое не ущемляло бы ничьи права: как тех, кто желает приехать в Москву из других регионов, так и москвичей, потому что Москва может не справиться с наплывом всех желающих».
Не остались полпреды равнодушны и к такому событию, как избирательные кампании. Но эта работа носила скорее факультативный характер и тоже не всегда была успешной. Так, многие из «красных» губернаторов сохранили свои посты, а в актив КПРФ добавился приход к власти в Курской, Ивановской, Камчатской областях.
В комментариях по случаю годовщины создания нового института было немало критики. Как полагает политолог Вячеслав Никонов, «эффективность работы полпредов оказалась трудноизмеримой, если не сказать пока недостаточной», что объясняется размытостью функций этих чиновников и их невысокой профессиональной подготовленностью. Еще резче высказалась «Общая газета»: «Скептики с самого начала говорили: Путин создал семь типично советских контор, вся энергия которых будет уходить на писание и рассылку ненужных бумаг, устройство бесполезных толковищ, бесцельные экскурсии по опекаемым территориям, сбор отчетов и справок неустановленной надобности и т.п. А чем еще могут занять себя люди, которым их начальник забыл сказать, за что они конкретно отвечают и какими правами обладают?»
Сам Путин более оптимистичен: по его мнению, полпреды выполнили свою основную задачу приведение местных законов в соответствие с федеральными. В то же время глава государства назвал «неправильными» попытки «наместников» «забираться за черту, где находятся очевидные прерогативы региональных руководителей».

Чего ждать от полпредов?

Полномочия полпредов законодательно не определены, но по сути они формулируются в задачах, которые ставит перед ними президент. Расширение функций шаг по-своему логичный: «наместникам» наконец «налили воду в бассейн». Им придется теперь не только осматриваться, осваиваться и «действовать по обстановке», но и отвечать за работу подразделений спецслужб и обеспечивать контроль за федеральными средствами. Правда, даже прежние полномочия в полном объеме освоены не были, поэтому не очень ясно, сумеют ли «наместники» справиться с новыми задачами. Тем более что системы оценки качества работы так и не созданы. Достижения некоторых из полпредов (Пуликовский, Драчевский, Латышев) весьма скромны, но никаких признаков недовольства ими Путин (по крайней мере, на публике) не демонстрировал.
До конца не сформулирована и «сверхзадача» полпредов это может быть и подавление оппозиции Путину, и обеспечение правового пространства, и даже реализация экономических реформ, как надеются либералы. Впрочем, их ожидания пока не слишком оправдываются. За исключением Кириенко, полпреды, мягко говоря, не производят впечатления активных сторонников реформ и вряд ли считают их проведение в жизнь своей главной задачей.
Работа полпредов на втором году их существования будет зависеть от того, окажется ли для федеральной власти актуальной борьба с «самовластием» на местах. Если да, то «наместники» могут стать ключевыми фигурами, которые «железной рукой» проводят волю Кремля. В этом случае пригодятся и муссируемые в прессе слухи о готовности федерального центра укрупнять регионы через ликвидацию автономных округов и даже сокращение численности субъектов федерации с 89 до 11-ти. Если же президент сочтет эти вопросы не самыми актуальными, «наместникам» придется снова самостоятельно загружать себя работой. «Пробным шаром» к ограничению претензий полпредов стали инициативы Егора Строева и Минтимера Шаймиева, которые предложили президенту принять законы о полномочиях полпредов. Это укрепило бы их статус, но сделало бы поступки «наместников» более предсказуемыми. Кремль же в этом не очень заинтересован, иначе подобный законопроект был бы давно рассмотрен и одобрен парламентом.

МИХАИЛ ВИНОГРАДОВ


Москва



©   "Русская мысль", Париж,
N 4366, 24 мая 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...