АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА

 

БАЛКАНСКОЕ ЗНАКОМСТВО

В Словении прошла первая встреча Буша и Путина

16 июня недалеко от Любляны состоялась встреча между Владимиром Путиным и Джорджем Бушем. Это первая российско-американская «встреча в верхах» с момента избрания Буша президентом США. Никаких соглашений не подписано участники беседы ограничились знакомством и обсуждением некоторых животрепещущих тем, связанных с отношениями между двумя государствами.

Переговоры на нейтральной территории

Отклики на беседу Путина и Буша звучат весьма обнадеживающе для обоих президентов. Комментаторы подчеркивают, что установление доверительного диалога между главами России и США важный шаг в деле налаживания двусторонних отношений. Совместная пресс-конференция двух президентов сенсаций не принесла. Журналисты обращают внимание в основном на то, как американский президент пытался доминировать, изображая себя в роли радушного хозяина, а Путин удивил Буша осведомленностью в деталях его биографии и знанием английского языка (изучать его российский президент начал лишь несколько месяцев назад, но, несмотря на занятость, достиг в этом известных успехов).
Вполне скептически оценила результаты переговоров только оппозиционная интернет-газета «Грани.ру»: «Президенты встретились... не для того, чтобы о чем-нибудь договориться. И по окончании двухчасовой беседы лишний раз продемонстрировали полное отсутствие взаимопонимания по вопросам международной безопасности. То, что для Вашингтона устаревшая и вредная бумажка, для Москвы краеугольный камень, и наоборот... Словенской встрече предшествовала программная речь Буша в Варшаве: "Больше никаких Мюнхенов, никаких Ялт". Теперь только загородные прогулки, полная открытость, беззаботный смех публичного политика и натужные улыбки оперативного работника».
На самом деле итоги беседы Путина и Буша показали, что российско-американские отношения мало продвинулись за последний месяц. В середине мая Москва одержала крупную дипломатическую победу: находившийся в Вашингтоне министр иностранных дел Игорь Иванов договорился о нынешней встрече президентов. До этого предполагалось, что они встретятся лишь в июле, во время совещания «большой восьмерки» в Генуе. Но Иванов сумел добиться своего, получив от Белого дома лестное для Москвы согласие провести в середине июня специальную встречу. Компромисс был достигнут в разгар «самолетного конфликта» между США и Китаем. В Вашингтоне тогда решили, что воевать на несколько фронтов не вполне сподручно, и не стали ужесточать свою российскую политику (см. «РМ» No. 4364-4365).
Согласие Буша вовсе не свидетельствовало о преодолении разногласий с Россией ни в вопросе о ПРО, ни по поводу расширения НАТО на восток, но в Кремле все равно были довольны. Это можно было интерпретировать внутри страны как крупный успех отечественных дипломатов, заставивших-таки американскую администрацию признать особую роль Москвы в установлении «нового мирового порядка».
Если же говорить о конкретных соглашениях между Москвой и Вашингтоном, то до них пока довольно далеко. Насколько известно, по таким актуальным темам, как создание новой системы ПРО и расширение НАТО на восток, стороны лишь обменялись мнениями, не переубедив друг друга. Ничего не слышно и о планах продажи Соединенным Штатам ракетных установок С-300 (недавно в кулуарах поговаривали, что эта весьма выгодная для Москвы сделка послужит компенсацией за согласие России денонсировать договор по ПРО). В ходе беседы Путин поднял вопрос о реструктуризации российского долга Парижскому клубу: поддержка со стороны США не помешает Кремлю в борьбе за смягчение условий выплат. Вроде бы Буш пообещал Путину повлиять на американских бизнесменов, побудив их осваивать перспективный российский рынок, но такие разговоры тоже относятся к числу дежурных. Тема сотрудничества РФ и Ирана прозвучала лишь вскользь.
Судя по официальным сведениям, Буш не стал поднимать такие неприятные для Кремля темы, как Чечня и свобода слова в России. Не получила развития и инициатива Колина Пауэлла о введении между двумя странами безвизового режима. Впрочем, 18 июня стало известно, что США отменили транзитные визы для российских граждан, введение которых несколько месяцев назад выглядело как недоброжелательный жест Вашингтона.

Отложенный выбор

Переговоры Путина и Буша проходили в момент, когда внешняя политика обеих стран выглядит весьма неопределенной.
Американская администрация добилась некоторого успеха, убеждая ведущие европейские страны в перспективности своих планов по ПРО. Буш, однако, воздержался от визитов в Великобританию, Францию и Германию, ограничившись Испанией, Бельгией, Швецией, Польшей и Словенией. Не исключено даже, что смягчение отношений с Москвой Вашингтон использует как козырную карту на переговорах с могущественными европейскими союзниками и в данном случае не столь принципиально, какую позицию Россия займет в вопросе о ПРО. При некоторых обстоятельствах тактический союз с Москвой, равно как и дальнейшее сближение с Варшавой и Любляной, можно будет использовать для противодействия ведущим европейским странам.
Российская дипломатия тоже пока присматривается, не торопясь окончательно выбрать союзников. В Кремле колеблются: то ли задружиться со странами-«изгоями», то ли пойти на сближение с западным лагерем, то ли попробовать вбить клин между Вашингтоном и его европейскими союзниками. Последние два сценария кажутся сейчас более вероятными, но от неожиданностей никто не застрахован. Не случайно на минувшей неделе Игорь Иванов напечатал в «Независимой газете» статью «Новизна и преемственность в российской внешней политике», где ратует за переход к более либеральным принципам, но так и не уточняет, в чем состоят национальные интересы, которые Россия, по мнению министра, должна отстаивать на международной арене. Это позволяет Москве говорить об особой важности установления доверительных отношений с лидерами европейских стран и США и в то же время не особенно препятствовать очередной антизападной кампании, приуроченной к визиту в Киев Иоанна Павла II.

Михаил ВИНОГРАДОВ


Москва



©   "Русская мысль", Париж,
N 4369, 21 июня 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...