«Видение розы»: М.Прод и Дж. Чиаваро.
Фото O.Houeix.
Французский хореограф Тьерри Маланден, начавший карьеру танцовщика в Парижской Опере, в 1986 г. создал в Эльянкуре свою труппу. С 1998 г. она обосновалась в Биаррице, получив статус Национального хореографического центра (во Франции их 19). За истекшие 15 лет Т.Маланден создал 30 балетов, в том числе на музыку Чайковского, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Баха, Моцарта, Шуберта, Дебюсси, Форе, Бриттена. У него замечательная труппа маленькая (всего 12 артистов), но технически совершенная.
В новую программу Т.Маландена «В честь "Русского балета"», посвященную Дягилеву, вошли «Пульчинелла» Стравинского, «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси, «Видение розы» Вебера и «Болеро» Равеля. Первые три постановки впервые были показаны в «Русских сезонах» Дягилева в Париже и Монте-Карло: «Видение розы» в хореографии Фокина (1911), «Послеполуденный отдых фавна» Нижинского (1912), «Пульчинелла» Мясина (1920). «Болеро» включено в программе в честь Равеля, родившегося во французской Стране Басков, где находится Биарриц. Этот балет впервые был показан в Париже (1928) в хореографии Брониславы Нижинской, поставившей его для Иды Рубинштейн, в прошлом балерины труппы Дягилева.
Каждая из четырех постановок являла зрителям современную хореографию с обилием сложных па и акробатических связок, а главное, в балетах была яркая идея, оригинальная концепция и неожиданный финал.
«Пульчинелла» поставлен как феерический бурлеск, в традициях комедии dell'arte, где есть дух Мясина и новшества Т.Малендена. «Послеполуденный отдых фавна» миниатюра, насыщенная томной экспрессией. «Видение розы» как и у Фокина, сновидение девушки, которой является красавец-юноша: по стилистике танец юноши напоминает шедевр Фокина. В «Болеро» шесть юношей и шесть девушек выполняют бесконечную цепь все новых жестов и поз, с постоянной перестройкой ансамбля, но без нарушения его структуры.
Четыре совершенно разные постановки связаны в единую программу своеобразными увертюрами: перед каждым балетом идет фонограмма с записью настройки инструментов оркестра, под которую одни артисты устанавливают элементы декораций, а другие как бы репетируют фрагменты спектакля.