МИР ИСКУССТВА

 

БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ

21-30 июня в Москве проходил XXIII международный кинофестиваль


Это единственный в России кинофестиваль категории «А», до сих пор проводившийся в июле. Как объяснил президент ММКФ Никита Михалков, «переезд» был необходим для того, чтобы Москва получила постоянное место в фестивальном календаре между Каннами и Карловыми Варами. Амбициозный режиссер, кажется, всерьез надеется превратить московский форум в одно из важнейших событий мирового киногода. Так, он заявил, что через два (!) года в парке им. Горького будет построен грандиозный фестивальный центр (сегодня в качестве фестивальных площадок используются 12 московских кинотеатров, а пресс-центр располагается в Манеже).
Неизвестно, насколько реалистичен этот михалковский проект, но в других областях энергия Никиты Сергеевича уже приносит плоды. По сравнению с предыдущими годами уровень организации значительно вырос. Просмотры и пресс-конференции, за редким исключением, проходили по графику. Журналистам не приходилось драться из-за информационных материалов. Фестивальные каталоги в кои-то веки напечатали заранее, причем в таком количестве, что они были доступны не только профессионалам, но и «простым» киноманам. Организаторы фестиваля наконец избавились от дурной привычке широковещательно объявлять о приезде почетных гостей до того, как упомянутые гости ступят на трап в Шереметеве (в прошлом из-за подобных невыполненных обещаний происходила масса накладок). Даже отношения фестивального руководства с прессой, традиционно плохие, и те стали получше.
Жюри фестиваля в этом году возглавила немецкий режиссер и актриса Маргарете фон Тротта. Устроители справедливо гордятся тем, что им удалось залучить в жюри директора кинофестиваля в Санденсе Джеффри Гилмора, великого актера Богдана Ступку и легендарного директора Берлинского фестиваля в 1979-2001 гг. Морица де Хадельна. Кроме них, призы распределяли китайский режиссер и актер Цзян Вэнь, актриса Ингеборга Дапкунайте, режиссер Игорь Масленников («Приключения Шерлока Холмса») и продюсер Фредерик Зиклер.
В конкурсе было представлено 17 фильмов. Много дебютов; пять картин из Азии дань кинематографической моде. Сенсацией стало отсутствие в конкурсе российской картины. Впрочем, ее место заняла условно немецкая (заявленная в конкурс от Германии) картина «Quickie» российского режиссера Сергея Бодрова (старшего) с Владимиром Машковым и Сергеем Бодровым-младшим. Бодров рассказывает историю последних дней жизни русского миллионера (Машков). Действие происходит в Лос-Анджелесе, главную женскую роль играет Дженнифер Джейсон Ли. Зрелище получилось довольно динамичное, но ему явно помешало отсутствие жанровой чистоты: получился не то триллер, не то мелодрама.
К сожалению, уровень конкурса, как обычно, был невысок. Приятное впечатление произвел дебют живущего в Швеции иранца Резы Багера «Стеклянные крылья». Фактура иранская община (слово отца закон, свадьбы устраивают родители и т.п.), главная героиня восемнадцатилетняя иранка Назли (прекрасная работа Сары Зоммерфельд), выросшая в Швеции и желающая жить обычной шведской жизнью. Назли называет себя Сарой, ходит в майках, открывающих пупок, и не хочет выходить замуж за того, кто нравится ее отцу. Фильм местами чрезмерно сентиментален, а святочный финал и вовсе производит впечатление пародии; тем не менее судьба Назли захватывает, а в ряде сцен режиссеру удается выйти за пределы этнографии и воспроизвести на экране зыбкий мир взрослеющего подростка.
Раскрученная картина корейца Ким Ки Дука «Реальный вымысел» оказалась мыльным пузырем. «Вымыслу» предшествовала легенда: режиссер снял фильм целиком за три часа (десятью кино- и десятью видеокамерами), зато последующий монтаж занял два года. Итог нудная притча о том, что у каждого человека несколько лиц, а грани между вымыслом и реальностью трудно определить. Несмотря на приличное количество разнообразных убийств, смотреть безумно скучно, а яркие моменты можно пересчитать по пальцам. Например, страстные объятия на ложе из роз кончаются тем, что любовники вытаскивают друг из друга занозы (роз без шипов, как известно, не бывает). На трудовые будни конторы по продаже китайских змей «Супер-Виагра» тоже смотреть занятно. К сожалению, змеи и розы занимают едва ли десять минут, а остальное время режиссер занимается пустым морализаторством.
Положенный каждому уважающему себя кинофестивалю иранский фильм тоже оказался весьма посредственным. «Под кожей города» Ракшан Бани Этемад это история несчастий простой иранской семьи. Действующие лица: матриарх в стиле Ниловны, слабый и никчемный отец семейства, бойкая дочка-школьница, сын-студент, прогуливающий уроки ради политических собраний, и, наконец, старший сын. которого желание стать кормильцем семьи доводит до занятий наркоторговлей в качестве курьера-растяпы. Несмотря на модные детали: пиццу, наркотики, избирательные речи Хатами о демократии и гражданском обществе, картина производит впечатление вытащенной из нафталина. Зато из нее можно узнать, как одеваются несовершеннолетние тегеранские проститутки. Голубые джинсы, спортивная куртка до колен, водолазка и цветной шарф из шотландки на голове. Как ни странно, эта поделка получила спецприз жюри. Иначе как торжеством политкорректности (социально значимая тема, женщина-режиссер) я это объяснить не могу.
Явными лидерами в конкурсе были две картины: «Фанатик», режиссерский дебют сценариста Генри Бина, и «Нечестное состязание» итальянского патриарха Этторе Сколы. «Фанатик» это качественный, но рядовой продукт независимого американского кино. Главный герой Дэнни Балинт (Райан Гослинг), еврей и антисемит, знаток Торы и активист нацистской организации. Самое интересное в фильме это богословские дискуссии и гипнотическая Тереза Рассел в роли нацистки-интеллектуалки Лины Мебиус. Слабое место дебютанта сюжет; ему не вполне удалось свести концы с концами, и некоторые линии просто обрываются. «Нечестное состязание» это лирический взгляд на трагедию европейского еврейства, фильм о маленьких людях и большой истории. Лента Сколы очень камерная, действие происходит в буквальном смысле на пятачке: римская улица, магазин готового платья, галантерейная лавка, кабачок, мастерская часовщика. Открытием картину не назовешь, но по умению рассказать историю и вызвать у зрителя чувство эмоциональной сопричастности конкурентов у «старика Сколы» (10 мая режиссеру исполнилось 70 лет) в Москве не было. В общем, было совершенно очевидно, что основные награды должны получить именно эти фильмы. Так и случилось: «Гран-при» достался «Фанатику», а приз за лучшую режиссерскую работу получил Скола.
Призы за лучшую мужскую и женскую роли, видимо, давали по принципу «чтобы никого не обидеть». В лице Владимира Машкова был поощрен отечественный кинематограф, а награду за лучшую женскую роль увезла, как написали бы в советских газетах, «представительница братского Китая» Рии Миядзава (японка, сыгравшая роковую женщину в претенциозной гонконгской мелодраме из жизни китайских декаденток «Пионовая беседка»).
Конкурс конкурсом, но на московских фестивалях главным блюдом всегда была внеконкурсная программа. Она и на этот раз не обманула. Петр Шепотинник, как обычно, представил авторскую программу «8 1/5 фильмов». К немалому удовольствию киноманов, в этом году Шепотиннику составил конкуренцию Андрей Плахов с авторской программой «АИФ другое кино». Шепотинник показал последние фильмы Спайка Ли, Дени Аркана и Мохсена Махмальбафа; Плахов короткометражки Франсуа Озона, «Полено» Яна Шванкмайера и «женскую догму» («Уроки итальянского» Лоне Шерфиг). Из редкостей в Москву привезли программы «Швейцарское кино сегодня» и «Неизвестный американский авангард».
Не был забыт и массовый зритель. На него были рассчитаны, например, ретроспектива Роджера Кормана, «Национальные хиты» и «Опасные связи» (как написали в пресс-релизе, фильмы, «позволяющие заглянуть в мир человеческих страстей»).
Большой победой президента кинофестиваля стал «голливудский десант» в составе Джека Николсона, Шона Пенна и Вуди Харрельсона. Зрители толпами валили на встречи с кумирами, а ради того, чтобы поболтать с Николсоном, в михалковскую усадьбу на Николиной горе пожаловал сам Владимир Путин. Президент России разговаривал со звездой по-английски, отбивался от комаров и кивал в ответ на просьбы Михалкова посодействовать превращению Московского кинофестиваля в событие мирового масштаба.

ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВСКАЯ


Москва



©   "Русская мысль", Париж,
N 4371, 5 июля 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...