РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО

 

«ДА ВОСКРЕСНЕТ БОГ, И ДА РАСТОЧАТСЯ ВРАГИ ЕГО»

К итогам паломничества Иоанна Павла II на Украину


27 июня во Львове на литургии греко-византийского обряда, которую совершил Иоанн Павел II, присутствовало примерно полтора миллиона человек. Таким образом, на четырех литургиях в Киеве и Львове побывало около трех миллионов верующих. Среди присутствовавших были паломники из России, США, Франции, Аргентины, Латвии, Конго и многих других стран.
В тот же день львовские власти провозгласили Папу Римского почетным гражданином Львова.
Вечером после повторной встречи с президентом Украины Леонидом Кучмой Папа отправился в Ватикан.
И в этот же день всеукраинский крестный ход «Путь православных» встретился с крестным ходом «Патриоты России и Белоруссии». Их участники совершили общий молебен, предав анафеме Папу и «продажных иуд из гнезда украинских национал-патриотов».
Участники «Пути православных» вышли 4 июня из Севастополя и, пройдя через ряд городов Украины, завершат шествие 28 августа в Киево-Печерской лавре на праздновании 950-летия ее основания. «Православные ходоки» несут транспаранты с карикатурами на Папу и надписями «Грядет предтеча Антихриста!», «Православие или смерть!», «Не допустим окатоличивания Украины!». Они требуют возврата около тысячи храмов, которые греко-католики отобрали в начале 1990-х годов у православных Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской, Закарпатской областей.
Напомним, что в 1948 г. в этих областях советская власть насильственно передала все греко-католические храмы Русской Православной Церкви.

По сообщениям ИА «Прима»



О завершившемся паломничестве говорилось и писалось в последнее время очень много и в российских, и в западноевропейских средствах массовой информации. Это нетрудно понять: приезд Патриарха Запада, римского епископа, в страну по преимуществу православную вызывает если не недоумение, то удивление и множество вопросов. Если Московский Патриархат выразил свое неудовольствие этим событием из за «прозелитизма» и униатства, то печатные средства информации остановились в большинстве своем на дипломатической стороне события.
Все упустили всерьез задаться вопросом, который на мой взгляд заслуживает серьезного размышления: почему, несмотря на протесты высшего священноначалия Русской Православной Церкви и огромные сомнения и опасения католической Церкви, Иоанн Павел II всем сердцем желал посетить Украину? (На страницах «РМ», в *4369, именно об этом писал наш польский автор Гжегож Пшебинда. Ред.)
Ключом к пониманию паломничества Папы Римского на Украину, к корням христианской веры в Восточной Европе, на мой взгляд, может быть Божественная литургия византийского обряда, отслуженная в Киеве 25 июня. Тропарь и кондак были выбраны из службы Пятидесятницы, и это подчеркнуло, что сила Церкви исходит от Святого Духа, одухотворяющего Тело Христово. На этом богослужении Иоанн Павел II только предстоял, но не сослужил, чтобы подчеркнуть свое уважение к автономии Украинской Греко-Католической Церкви и ко всей восточной традиции в целом.
В этом проявилась одна из характерных черт понтификата Иоанна Павла II его жажда единства христиан. Единства в многообразии. В многообразии, которое епископ римский представляет себе как многообразие традиций, обрядов, канонической дисциплины. Это многообразие не угрожает единству тела Христова Церкви, а напротив, служит обогащению дарами, принесенными каждым. Для духовного здоровья лучше дышать двумя легкими, а не одним.
Именно с этой жаждой единства Церкви Христовой связаны прошедшие паломничества Папы Римского в Румынию, Грузию, Грецию и, как говорят, готовящиеся в Армению и Болгарию. Мысли, молитвы, чаяния и дела Иоанна Павла II служат этому единству. Именно этой теме нынешний Папа посвятил свою энциклику об экуменизме «Ut unum sint» («Да будут все едино»). Важно отметить, что именно это чтение из Евангелия слова (Ин 17,21) из первосвященнической молитвы Христа были выбраны для богослужения по восточному обряду в Киеве.
О чем можно сожалеть, так это о том, что Папа приехал на Украину, как и в Грузию, прежде всего как глава государства, а не как брат во Христе православных христиан, на что он надеялся до последнего момента. Остается лишь выразить сожаление, что Московский Патриархат не пригласил его.
Сегодня из-за нашей истории нам иногда трудно понять, что епископ Рима приехал на Украину не только как паломник мира и братства, но и как паломник примирения, взаимного прощения и взаимного уважения. С первого момента своего пребывания на украинской земле Иоанн Павел II обратился к памяти человеческой и взывал об ее очищении:
«Очень жаль, что были и печальные времена, когда образ Христовой любви омрачался. Чтобы изменить сложившееся положение вещей, нужно обратиться к Господу и взаимно простить друг друга».
Вот почему тема прощения и взаимного примирения звучала и в Киеве, и во Львове многократно как лейтмотив папского паломничества к истокам христианской веры в Восточной Европе, где «свет сиял над Киевом» .
«Прощение есть любовь, которую Христос оставил нам в наследие. Христос простил. Как же сможем мы отказаться от прощения?» заметила в Киеве одна монахиня. Отец Арсений Соколов, один из ответственных за отношения с католической Церковью в Московском Патриархате, оценил просьбу о прощении как добрый знак и добавил, что она должна быть «продолжена открытым диалогом и честностью по отношению к нам».
Всматриваясь в прошедший визит, я не могу не вспомнить текст, который был написан в 1954 г. о. Филиппом Режисом за год до его кончины и стал его духовным завещанием. Отец Филипп Режис, иезуит, был ректором «Руссикума» в 1934-1940 и 1945-1947 гг. и много размышлял о России.
Я не знаю, знаком ли Иоанн Павел II с этим документом, но мне кажется, что он его познал и прочувствовал изнутри.
«Ибо искушение будет великое в день, когда двери России отворятся а они отворятся, поспешить в огромное поле апостольства и смотреть на Россию как на нетронутую землю, где нужно поднимать целину. Все будут гореть желанием обратить этот народ. Святые души будут молиться об этом в монастырях. И апостольские сердца будут гореть нетерпением поскорее взяться за работу. Им будет казаться, что их задача проповедь вселенской Церкви. И они будут настаивать на вопросе, который им покажется единственно главным, на примате Папы. Они будут говорить об этом ко времени и без времени... Результат будет не на уровне затрат. Такая деятельность вызовет жестокосердие православных. Духовенство почувствует себя в опасности. Заговорят о верности вере отцов, святому православию... И ров, разделяющий нас, будет вырыт еше глубже. Да сохранит нас Бог от этого!»
Отец Режис, размышляя о евангелизации, писал: мы должны забыть наши собственные интересы, мы должны думать только о душах, об их возрастании во Христе, об их совершенстве в милосердной любви. Для этого у нас существует единственный метод братское сотрудничество с Русской Православной Церковью в деле духовного образования. Русская Церковь может исполнить этот труд без нас и даже против нас, если она будет думать, что мы ее конкуренты. Только наше братское отношение и уважение в смирении принесет плоды.
Иоанн Павел II желал, чтобы его пребывание на Украине прошло в духе братского уважения. Без конкуренции. Он не говорил о примате Папы. Он никого не обвинял ни в ошибках прошлого, ни в сегодняшних. Заключение своей проповеди на Божественной литургии византийского обряда в Киеве 25 июня он посвятил экуменизму, не произнося самого слова, так как его очень трудно услышать сегодня на Украине. Патриарх Запада молился:
«Да будут все едино. Мы желаем соединиться в молитве с Господом о единстве Его учеников... На этой земле, освященной кровью мучеников, я возношу свой глас ко Господу, чтобы все христиане стали едино, согласно желанию Иисуса. Да предстанут христиане третьего тысячелетия пред миром единым сердцем и единой душой».

ЭДУАРД ШАТОВ


Париж



©   "Русская мысль", Париж,
N 4371, 5 июля 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...