СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ |
Скептики полагали, что на принятие всех свалившихся депутатам на голову законодательных инициатив президента и целого июля мало. Думцы опровергли скептиков и план законопроектных работ выполнили, хотя пришлось сидеть ночами, нарушать собственный регламент и согласовывать тексты поправок прямо в зале. Среди достижений последней думской недели нужно назвать сокращение нормы продажи валютной выручки с 75 до 50%, освобождение покупок с использованием пластиковых карточек от налога с продаж и принятие нескольких законов из дебюрократизационного пакета Грефа.
Российский климат, как известно, чрезвычайно благоприятен для чиновничьего произвола. Чиновники вьются над любой мало-мальски стоящей на ногах фирмой, как оводы над коровой, изводя предпринимателей бесконечными проверками, угрожая отобрать лицензию и т.д. и т.п. Благородную задачу обуздать "крапивное семя" взяло на себя героическое министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) под водительством Германа Грефа. Понятно, что и в самом разреформаторском министерстве все-таки служат бюрократы. Поэтому, несмотря на широковещательные заявления мэртовцев, ни о какой антибюрократической революции речь не идет. В результате принятия грефовских законов положение бизнеса улучшится, но не кардинально.
Возьмем принятый Думой закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Закон устанавливает правила для проверяющих, в том числе по частоте проверок, и это счастье, потому что в Москве, например, не редкость, когда какие-нибудь, скажем, пожарники, приходят "с проверками" буквально каждый день. Но к главным мучителям бизнеса налоговикам эти ограничения не относятся, как и еще к 13 проверяющим инстанциям. Они под действие закона не подпадают, а значит, по-прежнему будут бесчинствовать.
Другой грефовский птенец закон "О регистрации юридических лиц". Когда он вступит в силу, для регистрации фирмы достаточно будет всего 3 (трех!) бумажек и пяти дней. За этот срок регистрирующий орган должен изготовить новенькое свидетельство о регистрации и вручить его начинающему предпринимателю. Это, конечно замечательно, но, чтобы начать работу, предприниматель должен встать на учет в налоговую инспекцию, про которую в законе нет ни слова. Не надо быть провидцем, чтобы предсказать, что налоговая инспекция своим привычкам не изменит и будет продолжать требовать от бедных юрлиц и индивидуалов самые затейливые справки.
В пятницу 13-го депутаты одобрили в первом чтении три закона из пенсионного пакета. Представляя их, председатель Пенсионного фонда Михаил Зурабов упирал на то, что суть пенсионных предложений исполнительной власти не в реформировании действующей пенсионной системы, а в ее модификации. И это правда.
Сегодня в России чисто распределительная система пенсионного обеспечения, проще говоря уравниловка. Система, прописанная в новых законах, это какой-то странный гибрид распределительной и накопительной систем, причем крайне невнятный. Правда, относительно внятный закон, предложенный Борисом Немцовым (государство платит пенсию госслужащим, военным и инвалидам, а остальные откладывают на старость сами: с помощью или государственного Пенсионного фонда, или частных пенсионных фондов), набрал при рейтинговом голосовании около 150 голосов.
В поддержанном всеми фракциями, кроме левых, правительственном пакете есть многое, что вызывает опасения. Например, все пенсионные выплаты указаны в абсолютном размере, как будто никакой инфляции нету. Кроме того, зурабовская "модификация" существенно ухудшает положение работающих пенсионеров и женщин с детьми. Неизвестно, кто будет контролировать деньги Пенсионного фонда, который, ясное дело, хотел бы делать это сам. Со статусом этого замечательного учреждения тоже полная неясность: непонятно даже, будет ли оно государственным. В общем, в ходе дискуссии "пенсионке" досталось, и есть уверенность, что во втором чтении законопроекты трудно будет узнать.
В последний день сессии, 14 июня, Дума билась над Земельным кодексом (ЗК). Было понятно, что кодекс во втором чтении будет принят любой ценой. Введение частной собственности на землю не только принципиальный политический вопрос, не только главная из экономических реформ, но и личное желание президента, а президенту Дума не может отказать не в чем. Таким образом, интрига состояла в том, какую цену придется заплатить администрации президента и правительству (главный исполнитель Герман Греф) за то, чтобы думское большинство проголосовало за либеральный ЗК.
Было совершенно ясно, что думские левые, а также рассеянные по фракциям и группам аграрии общей численностью 150 человек не поддержат кодекс ни при какой погоде и пробовать как-то повлиять на них это пустая трата времени. Действительно, коммунисты с союзниками избрали тактику жесткой конфронтации. В день обсуждения кодекса лидер коммунистов Геннадий Зюганов обвинил правительство в том, что оно нарушило конституцию, игнорировав отрицательные отзывы на кодекс от 35 региональных парламентов, и заявил, что его фракция подготовила запрос в Конституционный суд.
Таким образом, чтобы провести кодекс, правительству надо было договориться с фракцией ОВР, "лужковское" ядро которой лоббировало спецпоправки в интересах мэра Москвы, и с "патриотически" настроенными депутатами (в основном из группы "Народный депутат", но не только), которые требовали ввести ограничения для иностранцев. При этом нельзя было прогибаться слишком сильно, чтобы не оттолкнуть думских либералов (СПС и "Яблоко", в сумме больше 50 голосов).
Надо сказать. что правительству удалось решить эту сложную задачу малой кровью. Лужков, правда, свое получил. Кодекс устанавливает цену, по которой государство, субъекты федерации и муниципалитеты продают земельные участки в частную собственность. Первоначально было записано, что цена составляет от 5 до 10 ставок земельного налога (для большей части территории страны это примерно 3570 тыс. рублей за гектар). По предложению Геннадия Кулика из ОВР была принята поправка, которая позволяет в городах с населением больше 3 млн. человек (таких в России два Москва и Санкт-Петербург) устанавливать верхнюю планку на уровне 30 ставок земельного налога. Никто особенно не скрывал, что поправка принимается для Юрий Михалыча и является непременным условием голосования "лужковцев" за кодекс.
Удовлетворить отдельно взятого мэра оказалось гораздо проще, чем успокоить "патриотов". озабоченных перспективой скупки российских земель иностранцами. На право иностранцев приобретать земельные участки в собственность нападали и левые, и так называемые центристы. Предварительно согласованная "компромиссная" поправка о том, что иностранцы не будут иметь права покупать землю в приграничных и иных территориях, перечень которых будет установлен указом президента, прошла далеко не сразу. Выяснилось, что для массы думских деятелей, и не только левых, даже Путин недостаточно патриотичен и они хотели бы прямо записать в кодексе, что иностранцы имею право только на аренду, а покупать ни-ни. К несчастью для "патриотов", одна из главных задач ЗК как раз и состоит в том, чтобы привлечь в Россию иностранные инвестиции, так что принимать кодекс, который запрещает иностранцам покупать землю, было бы полной бессмыслицей. Поэтому поступиться принципами правительство не могло, а могло лишь делать вид, что поступается и запутывать думскую публику, пока та не дозреет.
Процесс дозревания занял около восьми часов. В конце концов совместными усилиями представителей правительства. администрации президента и разбирающихся в теме депутатов не в меру ретивым "патриотам" удалось запудрить мозги. С большой серьезностью список лиц, пораженных в правах собственности на приграничных территориях, был дополнен иностранными юрлицами (в первоначальной версии были упомянуты только физлица и лица без гражданства). Президенту торжественно вменили в обязанность составлять ограничительный указ, сверяясь с федеральным законом о госгранице. Наконец, в главу об аренде дописали глубокомысленную фразу про то, что иностранцы (как физические, так и юридические лица) имеют право на аренду. После того как эти косметические ухищрения скрыли от робких центристов либеральный оскал кодекса, за проект проголосовали 253 человека. Правые глядели победителями, а Греф с гордостью заявил, что вторая редакция кодекса даже лучше первой (что, между прочим, большая редкость).
Если третье чтение ЗК, намеченное на осень, пройдет так же удачно, то в будущем году граждане России и даже желающие иностранцы смогут впервые после долгого перерыва законно владеть и распоряжаться землей.
ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВСКАЯ
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4373, 19 июля 2001 г.
![]() |
|
|